Минусы и плюсы «Общенационального плана восстановления экономики»

Новости

Сегодня в «Коммерсанте» опубликован дельный текст об «Общенациональном плане восстановления экономики», разработанном под руководством Михаила Мишустина. К сожалению, сугубая практичность публикации не позволила автору увидеть главного. А оно, на мой взгляд, в следующем.

  • План, состоящий более чем из 500 пунктов, пожалуй, первый правительственный документ, состоящий из рамочных, институциональных решений. Не так, как раньше – выделить (распилить), а субсидировать и не всех, а по преимуществу легкую промышленность, внутренний туризм и, конечно, ОПК. Да и субсидирование предполагается в формате доли от процентных ставок или предоставления госгарантий, а не раздачи «вертолетных денег».
  • Институциональность Плана заключается в акценте на цифровизацию и дерегулирование. «Цифра», выразившаяся в слогане «Государство как сервис», предполагает изменение налогового перераспределения в пользу IT- и инновационных секторов с выходом на рост межпрограммных взаимодействий. Дерегулирование затронет, в первую очередь, таможню и строительство (естественно, не только), итогом которого станет отмирание бесчисленных требований и ограничений с переходом контроля на цифровые платформы.
  • Принципиально новый подход к организации управления социальной сферой, обозначенный в Плане как «Социальное казначейство», задает новые рамки социальной политики. Упор будет сделан не на субъективность (как бюрократии, так и социума), а на объективность механизмов принятия решений. Здесь наиболее яркий пример – «введение методики расчета среднедушевого дохода семьи в целях оценки нуждаемости в получении мер социальной поддержки». Срок выполнения – апрель 2021 г.
  • Амбициозность Плана впечатляет, но, по моему мнению, не содержит таргет в чистом виде. Предполагается, что к 2021 г. российская экономика выйдет на уровень 2019-го, а затем, рост ВВП достигнет 3%, безработица же упадет ниже 5%. Однако если сформулировать дилемму: рост на 2,9% vs. достижение институциональных ориентиров, то бизнес и общество, бесспорно, выберут изменившуюся экономику.
  • И все же, явная конечная цель в Плане обозначена – это переход к реализации национальных целей, обозначенных президентом. Впрочем, цели – не догма, а ориентир, направление развития.

Михаил Мишустин – конечно же, никакой не антикризисный менеджер, каким его пытаются представить некоторые недалекие умы. На всех предыдущих постах премьер показал не умение красиво говорить и пускать пыль в глаза, а нацеленность на достижение практического результата.

Неудивительно, что ФНС после ухода Мишустина продолжает работать как часы, углубляя и конкретизируя цифровые основы деятельности. Теперь задача – внедрить выработанные принципы в масштабах национальной экономики.

Кричевский Н.А

Оцените статью