«Необычная история»: Сингапур на пути утверждения независимости

Сингапур революция Истории
Изменение соотношения сил на международной арене в результате исторических побед советского народа во второй мировой войне, образование мировой социалистической системы и новый мощный подъем национально-освободительного движения делали несостоятельными расчеты английских империалистов на увековечивание старых порядков в их колониальных владениях, в том числе в Малайе и Сингапуре. В первые же месяцы после окончания войны на острове поднимается волна забастовочных выступлений, которую возглавляет Генеральный профсоюз Сингапура. Позднее на его основе создается Федерация профсоюзов Сингапура.

Укрепившая свое влияние Компартия Малайи выходит из подполья и требует провозглашения Малайи (вместе с Сингапуром) независимой республикой, равноправия национальностей, уважения демократических свобод, ликвидации колониального законодательства, увеличения зарплаты, уничтожения ростовщичества и т. д. В январе 1946 г. по призыву Коммунистической партии Малайи проводится всеобщая забастовка протеста против репрессий властей в отношении бывших партизан. В Сингапуре в ней принимает участие более 170 тыс, человек. Компартия неустанно борется за сплочение демократических сил в единый антиколониальный фронт.

Напуганная масштабами массового движения, английская администрация предпринимает реформу колониального управления с целью усилить свой контроль над положением в Малайе. Согласно этой реформе, Сингапур был объявлен коронной колонией и отделён от Малайи, султанаты и территории которой были объединены в Малайский союз (позднее Малайская федерация). Таким способом колонизаторы пытались обособить многочисленный боевой сингапурский пролетариат от остальной страны, экономически тесно связанной с Сингапуром.

Ли Куан Ю — Сингапурский государственный политический деятель, первый премьер-министр Республики Сингапур, один из создателей сингапурского «экономического чуда». Ли стал соучредителем Партии народного действия в 1954 году и был ее первым генеральным секретарем до 1992 года, что привело к восьми победам подряд.

С другой стороны, английское правительство надеялось сохранить Сингапур в качестве своей военной базы и опорного пункта экономического господства британских монополий. Немалая роль при этом отводилась и разжиганию национальной розни между малайским и китайским населением, поскольку последнее составляло большинство жителей Сингапура, но было в меньшинстве на территории Малайи. Здесь с целью укрепления своих позиций колонизаторы сделали ставку на консервативную малайскую верхушку, в то время как в Сингапуре пробовали заигрывать с китайской и индийской буржуазией и расколоть профсоюзные организации.

Возглавлявшая рабочий класс компартия добивалась восстановления единства Малайи на демократической основе этим требованиям присоединялись и широкие слои мелкой буржуазии. Ее интересы, в частности, представлял образованный в декабре 1945 г. Демократический союз Малайи, штаб-квартира которого находилась в Сингапуре.

С 1947 года бессменным лидером Коммунистической партии Малайи был Чинь Пен (1924-2013).

Дальнейшее обострение классовой борьбы трудящихся Малайи и Сингапура, когда на острове лишь за один 1947 г. имели место 45 крупных стачек, и ответные репрессии колонизаторов, поставивших своей задачей полную ликвидацию Компартии Малайи (КПМ), вынудили ее летом 1948 г. перейти к затяжной вооруженной борьбе. Хотя партизанские операции велись главным образом в джунглях Малаккского полуострова, на Сингапур, где КПМ располагала сильным влиянием в рабочем классе, было распространено действие чрезвычайных законов военного времени. Были разгромлены демократические партии и левые профсоюзы. Только во время облавы 16 июля 1948 г. здесь было арестовано 345 человек. Сингапурская военная база стала основным оплотом английских карательных экспедиций в Малайю.

В годы чрезвычайного положения в Сингапуре происходит определенная перегруппировка политических сил. Крупная буржуазия в лице европейской, китайской и индийской торговых палат с одобрением относилась к репрессивным мерам колониальной администрации. Интересы ее преимущественно китайской части выражала возникшая в 1948 г. Прогрессивная партия. Представители этой партии имели большинство мест в Законодательном совете колонии, лишь незначительная часть членов которого выбиралась очень немногими сингапурцами, обладавшими избирательным правом. Какой-либо серьезной опоры в массах эта партия не имела. Но с другой стороны, рабочий класс и его авангард КПМ были обескровлены террором колонизаторов. В этих условиях на авансцену политической жизни Сингапура выходит мелкая и средняя буржуазия и связанная с этими слоями европейски образованная интеллигенция.

С начала 50-х гг., руководствуясь тактикой раскола национально-освободительного движения, англичане разрешают создание на острове партий и профсоюзов, но при этом в силе остается суровый запрет на деятельность коммунистов. К 1957 г. на острове существовало уже 205 профсоюзов с более чем 120 тысячами членов. Эти вновь созданные профобъединения явились опорой для образованных представителями мелкобуржуазной интеллигенции новых политических партий — Рабочей, Трудового фронта и Партии народного действия. В ряды этих партий и профсоюзов влилось много участников антиколониальной борьбы 40-х гг., которые составили их левое крыло. По этой причине новые партии вскоре оказались в оппозиции к колониальным властям. В обеих партиях имелось также правое крыло, выражавшее интересы крупной и средней буржуазии и выступавшее за компромисс с колониальным режимом. В рабочем движении также происходит размежевание между сторонниками последовательной классовой борьбы и носителями тред-юнионистской идеологии, ограничивавшимися экономическими требованиями.

Национально-освободительное движение

В условиях далеко зашедшего еще при колониальном режиме процесса капиталистического развития острова, наличия достаточно крепкой местной буржуазии, многочисленного рабочего класса и полного отсутствия крестьянства социально-политическая ситуация в Сингапуре отличалась от положения, наблюдавшегося в большинстве колониальных и зависимых стран. Если в социальной структуре последних зачастую преобладали полупатриархальные традиционные слои со свойственной им идеологией, то в Сингапуре имелись благоприятные возможности для широкого распространения занесенной из капиталистически развитых стран Европы реформистской социал-демократической идеологии. Такое явление было малохарактерным для других боровшихся за свое освобождение азиатских и африканских стран.

Несомненно важную роль здесь сыграл как пример лейбористской партии Великобритании, так и само положение сингапурской мелкобуржуазной интеллигенции, получившей английское образование. Именно эта интеллигенция, недовольная ущемлявшими ее колониальными порядками и опиравшаяся на массовое профсоюзное движение, оказалась наиболее восприимчивой к идеям «демократического социализма». Отвергая колониальный режим и наиболее одиозные стороны капиталистического строя, сингапурские социал-реформисты одновременно выступали против радикальных социально-экономических преобразований, ограничивались общедемократическими требованиями.

Типичными представителями этой реформистски настроенной интеллигенции были молодые лидеры умеренного крыла созданной 21 ноября 1954 г. Партии народного действия (ПНД) — потомок китайских иммигрантов, выпускник Кембриджского университета, адвокат и юрисконсульт профсоюзов Ли Куан Ю, обладатели докторских ученых степеней То Чин Чье и Го Кенг Сы, известный сингапурский журналист С. Раджаратнам. Разработанная ими в начале 50-х гг, программа партии предусматривала достижение независимости Малайи, в состав которой должен был быть включен Сингапур, предоставление всеобщего избирательного права и улучшение положения трудящихся, равенство и единство всех этнических групп населения.

ПАРТИЯ НАРОДНОГО ДЕЙСТВИЯ (ПНД), это ве­ду­щая по­ли­тич. пар­тия Син­га­пу­ра. Ос­но­ва­на в но­яб. 1954. Пер­во­на­чаль­но стоя­ла на по­зи­ци­ях де­мо­кра­тич. со­циа­лиз­ма и ан­ти­ко­ло­ниа­лиз­ма, про­воз­гла­ша­ла сво­ей гл. це­лью дос­ти­же­ние не­за­ви­си­мо­сти Ма­лай­ской Фе­де­ра­ци­ей (в неё дол­жен был вой­ти и Син­га­пур), до 1992 вхо­ди­ла в Со­циа­ли­сти­че­ский ин­тер­на­цио­нал. По­лу­ча­ла под­держ­ку со сто­ро­ны со­ци­ал-ре­фор­ми­ст­ски на­стро­ен­ных пред­ста­ви­те­лей сред­не­го клас­са и проф­сою­зов.

Конечной целью ставилось создание «свободной, демократической, некоммунистической, социалистической Малайи». Несмотря на расплывчатость этой программы, ПНД по сравнению с другими сингапурскими партиями выглядела наиболее радикальной и организованной силой. С самого начала ее руководители придавали большое значение завоеванию массовой опоры и поддержке профсоюзов. Более того, они выступали за создание единого фронта с коммунистами. Поэтому в ПНД возникает сильное левое крыло во главе с секретарем профсоюза фабричных рабочих Лим Чин Сионгом. Как признают впоследствии идеологи правого крыла ПНД, фактически в тогдашних условиях ни одна партия не могла рассчитывать на успех без поддержки сочувствовавшего коммунистам большинства китайского трудящегося населения и профсоюзов. Все эти факторы и предопределили быстрый рост авторитета Партии народного действия.

Под давлением нараставшего недовольства колониальным режимом английские власти вынуждены были пообещать ввести в Сингапуре ограниченное самоуправление. Был разработан проект некоторого расширения числа избирателей. Создавалась Законодательная ассамблея из 32 членов, 25 из которых избирались населением. Партия, собравшая большинство голосов на выборах, получала отныне возможность для формирования правительства.

Однако вопросы обороны, внутренней безопасности и внешних сношений оставались в руках англичан. В апреле 1955 г. на острове были проведены выборы. Выражавшие интересы местной буржуазии Демократическая и Прогрессивная партии получили в Законодательной ассамблее всего 6 мест. Больше всех голосов досталось мелкобуржуазной партии Трудовой фронт (10 депутатов), лидер которой Д. Маршалл стал главным министром. Партия народного действия, переживавшая период своего организационного становления, выставила всего 4 кандидатов, 3 из которых были избраны.

В апреле-мае 1956 г. в Лондоне проходили переговоры о расширении самоуправления Сингапура. Поскольку они закончились неудачей, Д. Маршалл — представитель левого крыла Трудового фронта в знак протеста сложил полномочия главного министра. Вместо него правительство возглавил представитель правых сил в Трудовом фронте Лим Ю Хок. Стремясь доказать свою лояльность англичанам, правительство Лим Ю Хока арестовало пять лидеров левого крыла ПНД и многих других активистов партии и профсоюзного движения.

B 1958 г. английские власти, рассчитывая укрепить позиции угодного им правительства Лим Ю Хока, соглашаются предоставить Сингапуру статус «самоуправляющегося государства» в рамках Британского содружества наций. Управление внутренними делами острова передавалось местному правительству, ответственному перед избиравшимся на основе всеобщего избирательного права парламентом. Главой государства вместо английского губернатора должен был стать сингапурец малайского происхождения. Оборона и внешние сношения по-прежнему находились в ведении Великобритании. На острове сохранилась и британская военно- морская база.

Между тем экономическое положение Сингапура в связи с понижением мировых цен на олово и каучук ухудшилось, выросла безработица. Проанглийская ориентация и преследование левой оппозиции подорвали позиции Трудового фронта и привели к выходу из него группировки Д. Маршалла. Одновременно росла популярность Партии народного действия, в которой усиливалось влияние левого крыла. На съезде в 1957 г. его представителям удается завоевать половину мест в составе Центрального исполнительного комитета партии. На муниципальных выборах в городской совет Сингапура ПНД вышла на первое место, и ее представитель стал мэром города. Парламентские выборы 30 мая 1959 г. закрепили успех этой партии. Она, получив более 50% голосов избирателей, завоевала 43 из 51 места в Законодательной ассамблее. 3 июня 1959 г. Сингапур официально провозглашается «самоуправляющимся государством». Генеральный секретарь ПНД Ли Куан Ю становится премьер-министром. По его требованию из тюрем освобождаются арестованные активисты левого крыла партии.

Правительству Ли Куан Ю сразу же пришлось столкнуться с крайне острыми социально-экономическими проблемами и прежде всего с массовой безработицей, которая была во многом следствием отлива иностранного и местного частного капитала из Сингапура — результата страха буржуазии перед возможной национализацией ее предприятий после прихода к власти ПНД, имевшей репутацию левой партии. Оставались неурегулированными экономические отношения с получившей в 1957 г. независимость Малайской федерацией. Ее правящие круги, опасаясь конкуренции буржуазии Сингапура, отказывались предоставить льготы для сингапурского экспорта.

Внутри правящей партии обострилась борьба между умеренным и левым крылом. Последнее к тому времени все больше стало ориентироваться на Пекин; среди его сторонников в рабочем классе и профсоюзах, недовольных чрезвычайно осторожной политикой кабинета Ли Куан Ю, получили распространение левоэкстремистские настроения. Назревал раскол партии.В этих условиях сингапурское руководство поддерживает выдвинутый в мае 1961 г. премьер-министром Малайской федерации план объединения Малайи, Сингапура и британских владений на северном Калимантане (о. Борнео) в одно независимое государство — Федерацию Малайзию. При этом малайское правительство надеялось путем воссоединения с более развитым Сингапуром укрепить собственное экономическое положение.

Но пойти на объединение с одним лишь Сингапуром оно не хотело, поскольку преобладание на острове китайского населения могло дать преимущество китайцам перед малайцами, которые контролировали управление Малайей. Поэтому для сохранения малайского численного превосходства над китайцами потребовалось присоединить к Малайзии территории северного Калимантана. В свою очередь, сингапурские лидеры полагали, что вступление в Малайзию поможет решить их внутренние проблемы: откроет более широкий рынок сбыта местной продукции, уменьшит безработицу и зависимость острова от внешней торговли. Партия народного действия рассчитывала также на рост своего влияния среди китайского населения Малайи, составлявшего более трети всех ее жителей, и соответственно на усиление своих политических позиций в новом государстве. Кроме того, предполагалось, что путем объединения с политически более консервативной Малайской федерацией удастся ослабить левые силы Сингапура.

Представители левого крыла в рядах Партии народного действия, понимая замысел ее правого руководства, высказались против вступления в Малайзию. Летом 1961 г. происходит раскол ПНД. Из ее левого крыла образуется новая партия — Социалистический фронт. К нему присоединилось до 70% членов ПНД и около 2/3 участников организованного рабочего движения. В парламенте к Фронту примыкает 13 депутатов, в результате чего правительственное большинство сокращается здесь до одного голоса.В условиях нарастания в стране классовой борьбы и активизации репрессий против левых сил правящая группировка устраивает в сентябре 1961 г. референдум о вступлении в Малайзию. 144 тыс, избирателей по призыву Социалистического фронта опускают незаполненные бюллетени, поскольку вопросы в них были поставлены в такой форме, что возражения против присоединения вообще исключались. 71% голосовавших поддержали предложения правительства.

Но согласованные с малайскими и британскими властями условия вхождения Сингапура в федерацию не гарантировали его равноправного положения там. В частности, Сингапур с его почти двухмиллионным населением имел меньше представителей в федеральных законодательных органах, чем гораздо менее населенные территории северного Калимантана (мера, служившая для обеспечения политического преобладания малайцев над китайцами и консервативных малайских крестьянских масс над сингапур- ским пролетариатом). Создание таможенного союза и торгового «общего рынка», в чем была особо заинтересована сингапурская буржуазия, откладывалось на будущее, 40% всех своих доходов остров должен был отчислять в федеральный бюджет, сингапурская военная база оставалась под контролем англичан.

16 сентября 1963 г. официально провозглашается создание Федерации Малайзии, а несколько дней спустя в Сингапуре проводятся очередные парламентские выборы. Правящая Партия народного действия получила на них 47% голосов избирателей и 37 из 51 места в Законодательном собрании, Социалистический фронт- 33% голосов и 13 парламентских мандатов. Попытка правящей в Малайе Союзной партии укрепить свои позиции в Сингапуре не увенчалась успехом — все ее кандидаты потерпели поражение. Однако сам по себе этот факт усилил недоверие между сингапурскими и малайскими руководителями.

Внешнеполитическое положение и внутренняя обстановка во вновь созданной федерации носили крайне сложный характер. Отказ правительства соседней Индонезии признать суверенитет Малайзии над территориями северного Калимантана фактически привел к возникновению открытой военно-политической конфронтации между двумя государствами.

Наибольший ущерб от этого понес Сингапур, экономика которого зависела от торговли с Индонезией. Внутри Сингапура усиливалась поляризация сил между правительством и оппозицией. Происходили непрерывно забастовки, в результате которых только в 1963 г. было потеряно почти 400 тыс. рабочих дней. В ответ на попытку Социалистического фронта организовать политическую стачку власти на основе чрезвычайного законодательства производят аресты сотен сторонников Фронта, в том числе и некоторых депутатов парламента, запрещают деятельность семи крупнейших левых профсоюзов. После дальнейших репрессий Социалистический фронт и его массовые организации оказываются обескровленными и быстро начинают терять свое влияние.

Разгром внутренней оппозиции развязал руки правящим кругам Сингапура для борьбы за усиление их позиций в масштабах всей федерации. Вскоре после ее создания выяснилось намерение Куала-Лумпура (столица Малайзии) использовать свое преобладание в федеральных органах власти для экономической дискриминации Сингапура. Центральное правительство запретило сингапурским властям самостоятельную выдачу лицензий на строительство промышленных предприятий, надеясь тем самым замедлить его промышленный рост и привлечь капиталы для развития промышленности в самой Малайе. Не были ликвидированы таможенные барьеры для реализации товаров сингапурского производства на территории федерации. Наконец, Куала- Лумпур неуклонно добивался резкого увеличения отчислений Сингапура в федеральный бюджет. Таким образом, на практике сингапурская буржуазия не получила тех преимуществ, на которые она надеялась, вступая в Малайзию.

К этому добавлялись острые политические и национальные противоречия. В ответ на неудачную попытку малайской Союзной партии выступить на политической арене Сингапура Партия народного действия приняла участие в парламентских выборах на территории собственно Малайи и завоевала одно дополнительное место в федеральном парламенте, где стала крупнейшей оппозиционной группировкой. Летом 1964 г. малайские националисты развязывают в Сингапуре кампанию за предоставление здесь малайцам особых преимуществ, подобных существовавшим в Малайе.

В городе происходят кровавые малайско-китайские столкновения. В свою очередь, Ли Куан Ю в духе социал-реформист- ских идей призывает к ликвидации традиционных привилегий малайской феодально-помещичьей верхушки и созданию «малайзийской Малайзии», в которой граждане всех национальностей пользовались бы одинаковыми правами. Эти лозунги встретили поддержку за пределами Сингапура и в мае 1965 г. на совещании представителей пяти оппозиционных к центральному правительству партий с участием ПНД создается Объединение малайзийской солидарности. Противоречия между Куала-Лумпуром и Сингапуром достигают предела, малайские шовинисты требуют его исключения из состава федерации, 7 августа 1965 г. премьер Малайзии Абдул Рахман и Ли Куан Ю подписывают соглашение о выходе Сингапура из Малайзии. 9 августа остров становится независимой республикой.

Объединение двух стран, хотя оно и основывалось на исторически сложившихся прочных экономических связях, оказалось нежизнеспособным. Политическое подчинение малайской полуфеодальной верхушке оказалось не в интересах уже давно сформировавшейся сингапурской буржуазии. Выйдя из федерации, правящие круги Сингапура избирают свою самостоятельную стратегию социально-экономического развития.

Читать также: Сингапур — Форпост Британской империи

Оцените статью