Причины и смысл войны на Украине

Мнения

В связи с датой пятилетней выдержки «Минских соглашений», публикуем небольшой историко-этнологический очерк для тех, кто не знает, забыл или запутался.Никакого единого украинского народа, разумеется, не существует, как не существует сирийского или бельгийского народа. Есть три ярко выраженных этноса: западноукраинский, собственно украинский (назовем его условно «центральным») и восточноукраинский (который даже не самостоятельный этнос, а субэтнос великорусского народа).

Причины такого разделения лежат в далеком XV веке, если быть точным, то в 1430-х гг. Напомню, что в то время на территории Восточной Европы было три крупных государства: Великое княжество Литовское, Московское княжество и Золотая Орда. Орда к середине XV века де-факто развалилась, поэтому все внимание тогдашних телезрителей было приковано к противостоянию Москвы и Литвы. Москва была оплот православия, который аккумулировал в себя всю пассионарную шваль от устья Невы до низовий Волги, это был своеобразный православный Талибан. Любой энергичный дурак мог прийти сюда, сказать, что он православный, ему давали коня, саблю и красну девицу и говорили: «иди воевать туда».

И наоборот, Литва была государством химерным, 2/3 которого были не литовцами, а православными потомками древних русичей, поэтому внутри Литвы шла острая политическая борьба между католической (пропольской) партией и православной (условно-промосковской) партией (условно, потому что в Москве всем заправляла «литвинка» Софья, мать князя Василия II, и Москва занимала, скажем так, сочувствующе-нейтральную позицию).

По смерти Витовта (отца Софьи), 4 декабря 1430 г. великим князем литовским был коронован Свидригайло Ольгердович, глава прорусской партии. Все ключевые посты в государстве заняли православные. Началась гражданская война, в которой Свидригайло потерпел поражение. Он был разбит пропольской партией 1 сентября 1435 года под Вилькомиром. Москва не вмешалась в литовскую гражданскую войну, потому что и в самой Москве в это время закипела междоусобица (подняли мятеж т. н. «звенигородские» князья).

Результатом Вилькомирской битвы стало то, что православное население Литвы стало бесправными рабами, во всем подчиненными польско-литовским «панам». Чтобы держать население в покорности, была придумана Флорентийская уния, которой Москва не приняла — участвовавший во Флорентийском соборе митрополит Исидор, грек по происхождению, вернулся в Москву в марте 1441 года и… был через три дня арестован.

Россия молодая отчетливо выразила Западу свое решительный протест (забавно, что «залесской» Украиной тогда называлось именно Московское княжество, а нынешняя Украина еще считалась Русью).

И, наоборот, постдревнерусское население, подчиненное Литве, раскололось. Жители Галиции и Волыни приняли унию и стали «западноукраинским» этносом, а в Киеве и Чернигове предпочли сохранить православие, подчиняясь только светской, но не церковной власти Речи Посполитой. Более того, пассионарная часть этих посткиевлян организовала на Днепре Запорожскую Сечь, а постчерниговцы часто «гастарбайтили» на Москву, где они были известны под названием «севрюков». Хорошо известное по советским школьным учебникам восстание Ивана Болотникова 1606-07 гг — это никакая не крестьянская война, а мятеж именно севрюков, северских казаков.

Собственно, единоверие великороссов и «центральных» украинцев и стало решающим фактором 8 января 1654 года, когда Переяславская рада приняла решение о переходе в подданство московского царя Алексея Михайловича. Этот «референдум» явно готовился не без участия Москвы, окрепшая после Смуты Москва тихо готовилась к большой войне с Польшей, прежде всего, идеологически: патриарх Никон унифицировал богослужение с тем расчетом, чтобы русский и украинец могли слушать одну службу и читать одну молитву, не косясь друг на друга, не перебивая и не споря: «Ты неправ, нужно вот так!» — «Ни, потрибно так!».

Замечу мимоходом, что это вызвало раскол в самом великорусском этносе. Староверы — сугубо националистическая, изоляционистская партия XVII века. «Не лить кровь за хохлов!» — вот краткое содержание политической программы этой внезапно образовавшейся оппозиции. Это программа, основанная на здравом обывательском смысле. Подобные рассуждения всегда логичны, их можно слышать и сейчас в быту или с экрана телевизора. Я не буду сейчас развивать тему старообрядчества, потому что она бездонна и уведет нас в сторону от истории Украины, но не отметить этот факт нельзя.

Выбор Хмельницкого на Украине многим тоже не понравился, началась кровавая междоусобица, называемая в украинской историографии «Руиной». Фактически война эта закончится только в 1709 году с поражением Мазепы под Полтавой.

С этого времени «центральные», православные украинцы стали полноправной частью русского государства и стали делать сногсшибательную карьеру из грязи, что называется, в князи (в прямом смысле!): пастушок Разумовский стал морганатическим мужем Елисаветы Петровны, безродный казачок Безбородко — светлейшим канцлером, а мелкопоместный дворянчик Гоголь — великим русским писателем.

«Восточноукраинский» субэтнос великорусского народа (который мы сейчас называем условно «Новороссией» или «ЛДНР») начал образовываться после 1783 года, после падения Крымского ханства, причем главную роль в первой «аннексии» Крыма сыграл тот самый безродный казачок Александр Андреевич Безбородко, тогда министр иностранных дел России. Когда крымско — татарская угроза исчезла (татары воровали и продавали людей в рабство), на «Дикое поле» хлынул поток разного рода колонистов: русские, украинцы, балканские славяне, татары, валлиец Джон Хьюз в 1869 году купил у Кочубеев кусок земли, из которого вырос современный Донецк. Эта биомасса перемешалась, переженилась и стала говорить на русском языке с «гэканьем» на украинский манер.

При этом до 1917 года большой разницы между украинцами и вот этими «новороссами» никто не замечал. Разница обнаружилась, когда к власти пришли большевики. Национальные окраины (Финляндия, Прибалтика, Украина) Октябрьского переворота не приняли и стали дружной толпой объявлять о своей независимости, ссылаясь формально на идею «самоопределения наций», которую Ленин же и придумал. Но — (тут большое и жирное «но» притаилось за углом) это было «белое» самоопределение, т. е. идеология государств, которые стали образовывать эти этносы, была западнически-буржуазной, что вполне логично:

 

Прибалтика и Финляндия — это западный суперэтнос, а не евразийский, поэтому там все прошло более-менее быстро и с успехом для белофиннов и белоприбалтов. Украина же оказалась в области двойной гравитации: с одной стороны Запад, с другой — красная Россия. Началась, как это и бывает обычно на Украине, драка мелких честолюбий и олигархических госпереворотов при поддержке западных интервентов.

28 апреля 1918 года немецкие войска разогнали Раду и сделали гетманом свою марионетку Скоропадского. В ноябре того же года, правда, долбануло уже в самой Германии, Скоропадский бесславно пал и позорно сбежал, чтобы закончить свои дни в городе Берлин, рисуя ужасно самовлюбленные мемуары. Вскоре в Киев вошли большевики, о чем хорошо известно всякому образованному человеку из Булгакова.

Гораздо интереснее другое: на востоке власть Рады и Скоропадского не приняли. Здесь появился замечательный человек — большевик Федор Андреевич Сергеев, более известный как «товарищ Артем». «Нет, ни хрена, — сказал он. — Это вы сепаратисты, а мы русские». Артем организовал Донецко-Криворожскую Советскую республику. Если посмотреть ее приблизительные границы на карте (никаких настоящих границ тогда, разумеется, не было), нетрудно заметить, что ДКСР и ЛДНР — это всё то же квазигосударство, выражающее волю вот этого «новороссийского», восточноукраинского этноса (субэтноса великорусского). Артем нелепо погибнет 21 июня 1921 года во время испытаний скоростного аэровагона, его сына усыновит его ближайший друг — Сталин.

Контуры современной войны на Украине в общих чертах повторяют контуры гражданской войны 1917-1920 гг, вот что я хочу сказать. К этому нужно добавить еще, наверное, зарубы между махновцами и петлюровцами (первые были союзные на каком-то этапе большевикам анархисты, вторые — украинские националисты).

Переместимся с востока на запад, к «западноукраинскому», «униатскому» этносу. Тут всё очень интересно. Часть этого этноса была включена в состав Российской империи после 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году, а другая часть, по тому же разделу, оказалась в империи Габсбургов. С 1868 года это государство стало официально именоваться Австро-Венгрией, что было попыткой Вены хоть как-то привести в порядок и либерализовать свою лоскутную державу, в которой австрийцы были меньшинством.

Австрийцы пошли по «пути Горбачева», скажем так, стали вводить разного рода местные парламенты и развивать национальные языки, давать окраинам «столько суверенитета, сколько они смогут унести», и в итоге (как и СССР) никакой Австро-Венгрии в 1918 году не стало. В частности, мадьяры в последний день ноября 18-го пришли к австрийскому наместнику с хризантемами, воткнутыми в дула винтовок и сказали, что если наместник сейчас же не уберется в свою Австрию, то они вставят ему штык в жопу. Наместник испугался и убежал. Так появилось современное венгерское государство.

Нечто похожее случилось и в городе Львов. Здесь в конце XIX века стали создавать всякие кафедры украинской истории и языка. Занял эту кафедру М. С. Грушевский, очень плохой историк, но очень хороший балабол и политикан, который стал всем рассказывать про величие Украины. В 1914 году его арестовали в Киеве как предполагаемого австрийского агента и отправили в ссылку в Симбирск.

Когда к власти в России пришло Временное правительство, Грушевский опять поехал в Киев и опять стал кричать. Весной 1919 года, когда в Киев вступили большевики, Грушевский убежал в Австрию. Там он оказался никому особо не нужен и стал оттуда писать большевикам покаянные письма. Большевики отчего-то поверили ему и решили, что он может им пригодиться в борьбе против «великодержавного шовинизма», т. е. насильственной большевистской украинизации Украины по австрийскому, если приглядеться, либеральному сценарию.

Короче, после всех этих потрясений та часть западной Украины, которая раньше была австрийской (город Львов), оказалась в составе новопольского государства, и тут выяснилось вдруг, что и с XV века было хорошо известно, что главный враг всякого украинца — поляк и еврей. Стали плодиться многочисленные террористические организации, ставившие своей первоначальной целью убийство поляков. Вот этих людей мы сейчас и называем бандеровцами.

О зверствах бандеровцев во время Второй мировой войны, скажу только, что они не делали исключений для поляков, евреев и русских, всех считая врагами и оккупантами. На самом деле их можно даже понять — Галиция и Волынь с 1392 года были лишены своей государственности. Не имея возможности такое государство создать, униженные всеми подряд, галичане взялись за револьвер.

По итогам Второй мировой войны Львов вошел в состав СССР, и Сталин начал характерную для него политику переселения мятежных, в данном случае западноукраинских элементов ближе к центру Украины, в надежде, что эти элементы «рассосутся», но случилось ровно обратное — западные элементы радикализовали «центральноукраинский» этнос.

Религиозный фактор, который был значительным фактом в Средневековье, в небогомольном XX веке перестал играть ключевую роль, роль этнической доминанты стали играть язык, национальная культура, пресса.

Всё это привело к тому, что в годы перестройки «Рух» и прочие националистические организации стали формировать повестку дня. По сути, в 1991 году повторился 1917 год, с более глубокими и опасными последствиями, потому что по милости Сталина и Хрущева в составе Украины оказались вот этот красный Донбасс и белый (белоказачий когда-то, «черноморские казаки» это называлось) Крым. Это была химера, которая должна была неизбежно развалиться и закончить гражданской войной, которая и началась в 2014 году, когда радикальное западноукраинское меньшинство в союзе с либеральной киевской чернью устроило фашистский по своей сути переворот.

Разумеется, Крым и Донбасс этого переворота не приняли и вошли в состав России (Крым — де-юре, Донбасс — де факто, потому что даже у главы ДНР Пушилина есть российский паспорт). Крым и Донбасс стали частью России, потому что они и есть Россия, а не Украина.

Причины и смысл войны на Украине

Еще несколько фактов и соображений, которые я хотел бы отметить:

  • Минские соглашения 5 лет назад были подписаны по итогам страшного поражения «атошников» под Дебальцево, в котором, вне всякого сомнения, участвовали российские войска без нашивок. Это подтверждено многочисленными свидетельствами (репортажем Костюченко, например, да и само российское руководство не признает этого факта только из соображений «дипломатической безопасности». Вопрос, вообще, не в том, были там русские войска или не были, а в том, как бездарно хваленые бандеровские «киборги» просрали войну. Это говорит о том, что а) «центральноукраинский» этнос в действительности не поддерживает этой войны, а тупо терпит уродство своей власти б) из западноукраинцев получаются хорошие террористы и диверсанты, но вояки из них никакие; в случае открытой войны м/у Россией и Украиной они сдадут фронт и побегут, но потом будут партизанить, клянча деньги у западных спецслужб, что они всегда и делали.
  • 12 февраля 2015 года Путин фактически остановил донбасских ополченцев от дальнейшего наступления и спас киевскую хунту от неминуемого падения. Фактически этот режим пал 21 апреля 2019 года, когда на выборах с разгромным счетом 73,23% победил Владимир Зеленский. Это было протестное голосование вот этого «центральноукраинского» этноса. Другое дело, что Зеленский человек абсолютно ничтожный, за год работы ничего не добившийся, не оправдавший доверия народа. Уверен, он не доработает до конца своего срока, а будет смещен в результате очередного госпереворота.
  • Внимательный читатель может задать вопрос: куда делись в ходе украинского этногенеза запорожские казаки? Запорожцы частично были переселены на Кубань Екатериной Великой по итогам русско-турецкой войны 1768-74 гг, где они стали — тада-а-ам! — кубанскими казаками, а частично сформировали «днепровский анклав». Современный город Днепр (Днепропетровск) — бледная тень когда-то буйного Запорожья, интересы этого «днепропетровского клана» выражает в современной Украине Юлия Тимошенко, политик интересный, часто несправедливо критикуемый в российской прессе. Тимошенко — гораздо более интересная фигура чем какой-нибудь Медведчук. Уверен, что в Кремле это знают и держат Юлию Владимировну «в уме»
  • Западноукраинский этнос является частью европейского, западного суперэтноса, в то время как «центральноукраинский» этнос — принадлежит этносу евразийскому, «российскому». Ключевой фактор здесь — церковное исповедание. Униаты когда-то подчинились Ватикану, а Москва и Киев упрямо продолжают придерживаться православия. Жалкая попытка Порошенко создать на Украине автокефальную церковь (читай: очередная попытка создания унии с Западом) провалилась, как и все другие инициативы Петра Алексеевича, человека лживого, гнусного и вдобавок ко всему буржуя.
    Уверен, украинский народ однажды сделает правильный выбор, как его сделал некогда Богдан Хмельницкий. Вопрос «выбора веры», иначе говоря, к какой цивилизации примкнуть, это всегда вопрос выживания народа. Запад никогда не будет воспринимать Украину как равноправного партнера. Украина нужна Западу только для того, чтобы украинские девушки работали проститутками, а мужчины собирали яблоки в польских садах. Украина для Запада всегда была, есть и останется, «быдлом», рабами. В то время как в России украинцы легко пробивались в канцлеры и князья. Вопрос всегда не в деньгах, а в возможностях карьеры. Дурак всегда идет «за деньгой», за пресловутыми шелковыми трусами, умный человек ищет возможность пролезть во власть, пример расторопной украинки Поклонской, вовремя сообразившей, кому надо присягнуть, — хороший и правильный пример.
  • Некоторым горячим великорусским головам и в самом деле, не стоит впадать в «великорусский шовинизм», как одна моя знакомая, заявившая, что украинцы вообще субэтнос русского народа («Малороссия»). Это таксономически неверно. «Центральные» украинцы — самостоятельный этнос, который относится к русским так же, как французы относятся к немцам: да, когда-то это была одна страна, Киевская Русь, империя Карла Великого, где все были франки или русичи, неважно, но теперь это два разных этноса, таксономически составляющие один суперэтнос. Это важная деталь. Мы должны это понимать, чтобы уважать своеобразие украинского народа. Я уверен, что однажды единство великорусского и украинского народа будет восстановлено, но не в виде единого государства, а конфедерации по типу Евросоюза. Собственно, Древняя, Киевско-Новгородская Русь была такой конфедерацией в XII-XIII вв., да и в 1654-1764 гг Россия и Украина были де-юре унией по типу «Англия-Шотландия». Хватит выдумывать мифы, давайте опираться на реальность. Спасибо за внимание.
«Данный Богом»
Ростовцев
Ростовцев
Задать вопрос
В истории каждого народа есть личности, роль и значение которых в становлении государственности сложно переоценить. Для Украины такой фигурой, несомненно, является гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. При жизни его называли «Великим гетманом, данным от Бога», «творцом украинской казацкой республики».
Как гетман Богдан Хмельницкий объединил Украину и Россию
И казак, и шляхтич
Зиновий Богдан Хмельницкий родился на хуторе Суботов у города Чигирина в семье зажиточного казачьего сотника Михаила Хмельницкого, управляющего поместьем крупного польского магната. Юный Богдан начал обучение в киевской братской школе, а после её окончания поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом и во Львове.

Что характерно, получив прекрасное образование и в совершенстве овладев польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество и остался верен отцовской вере — православию. Как он напишет позже, западные христиане «не смогли добраться до самых недр его души».

Впрочем, кроме родного языка, латыни, польского, французского, а позже и турецкого, Хмельницкий прекрасно овладел ораторским искусством и риторикой. С такими знаниями и проницательным умом юноша мог бы служить в суде или при дворе крупного шляхтича, однако амбициозный молодой человек отправился прямо в Запорожскую Сечь, где была возможность сделать неплохую военную карьеру. Его заметил атаман казаков Пётр Конашевич Сагайдачный и стал брать в походы.
Турецкий плен и освобождение
Хмельницкий участвовал в польско-турецкой войне 1620–1621 годов, во время которой в битве под Цецорой был убит его отец. Сам же Богдан попал в турецкий плен. На свободе Хмельницкий оказался лишь через два года. По одной из версий, он был выкуплен родственниками, по другой — бежал.

Так или иначе, после освобождения будущий гетман вернулся в Суботов и был зачислен в реестровое казачество. Хмельницкий активно участвовал в морских походах запорожцев. Можно сказать, что кульминацией этого периода стал 1629 год, когда казакам удалось захватить предместья турецкой столицы.
Мирная и сытая чигиринская жизнь
После долгого пребывания на Запорожье Хмельницкий вернулся в Чигирин. Военные трофеи сделали его богатым человеком и сулили сытую жизнь состоятельного помещика на родине — так же как и отец, он стал сотником чигиринским. На ряду с успехами на боевом поприще удача сопровождала его и в делах сердечных: он женился по любви на Анне Сомковне (Ганна Сомко) и обзавёлся шестью детьми.
Писарь Войска Запорожского
Карьера Хмельницкого стремительно шла в гору. Он становится писарем Войска Запорожского, а затем — послом казаков при дворе польского короля Владислава IV.

Когда началась война Речи Посполитой с Россией, Хмельницкий участвовал в осаде поляками Смоленска в 1634 году. В 1635 году в одной из стычек под Москвой за проявленную храбрость и спасение короля от русского плена он даже получил ценную и знаковую награду — золотую саблю.

К тому моменту Хмельницкий овдовел и подумывал жениться снова.
Польское предательство
Переломным моментом в жизни казака стало событие, произошедшее в 1646 году. Когда он был в отъезде, польский шляхтич Данило Чаплинский, его давний враг, разграбил хутор Суботов, засёк до смерти младшего сына Хмельницкого и увёз женщину, с которой тот собирался венчаться.

Будущий предводитель казаков обратился в суд, но тот не принял жалобу чигиринского сотника. «Как это так — вооружённые бравые казаки сами не могут отстоять своих прав?!» — вопрошал король Владислав.
Справедливость с оружием в руках
Отчаявшись отстоять свои права мирным путём, Хмельницкий тайно собрал казаков и сообщил им о намерении искать справедливости с оружием в руках. Казаки поддержали его и в 1648 году провозгласили своим гетманом. Украина же стала называться Гетманщиной.

Впоследствии под знамёнами Хмельницкого собралось небывалое по численности войско — до 100 тысяч человек. Это стало началом войны запорожцев за независимость. Вместе с татарами им удалось одержать ряд блистательных побед над поляками: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем. Глядя на такие успехи, крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали дикие погромы. Это вызвало шок у Речи Посполитой и удивление за рубежом. Одна из английских газет писала: «Польша в пыли и крови пала под ногами казаков».
В 1649 году Киев, куда въехал Хмельницкий, приветствовал победителя, как приветствовали князей Древней Руси. Его называли «Моисеем», «спасителем и освободителем народа руського». Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого и под пушечные выстрелы благословил на войну с поляками.
Зборовский мир
И всё же полная независимость от Польши так и не была достигнута. В июне 1651 года, проиграв сражение под Берестечком, казаки заключили мир на кабальных условиях — так называемый Зборовский договор, который оставлял незатронутыми социальные порядки, господствовавшие на Украине: сохранял шляхту и холопов.

Результатами войны стали огромные потери украинского населения. Многие были пленены и проданы в рабство. В конце 1648 года число пленных было столь большим, что неслыханно упали цены: татары порой меняли людей на щепотку табака. В ранее процветающих местах наступил голод. Москва, сочувствуя единоверцам, отменила таможенные сборы на завоз хлеба на Украину, а турецкий султан, в свою очередь, снял пошлины при торговле в османских портах. Подошли эпидемии. «От Днестра до Днепра люди падают, лежат, как дрова», «не было милосердия между людьми», — говорилось в казацкой летописи Самовидца.
Переяславская рада
Хмельницкий смог ясно убедиться, что Гетманщина не может бороться в кровавой войне одними своими силами — ей была необходима протекция какого-либо из государств. Он выбрал Москву и, таким образом, пришёл к знаковому и важному событию: объединению двух братских народов. Причём выбор этот был не столько сделан самим гетманом, сколько являлся волеизъявлением всей Гетманщины.

Итак, 8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского — и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного!».
Смерть Великого гетмана
Богдан Хмельницкий умер 27 июня 1657 года. Он считал, что будущее Украины — в развитии сельского хозяйства, признал за крестьянами право на переход в казачество и наследование земли. Примечательно, что, не допустив возобновления крупного панского землевладения, сам Хмельницкий не только не захватил себе ни одного поместья, но и активно препятствовал разграблению земель, с которых были изгнаны паны.

Хмельницкий был похоронен в родном Суботове. Ненависть поляков к Великому гетману была так велика, что шляхтичи надругались над его прахом. Никто так и не смог при жизни победить гетмана Войска Запорожского, человека, во многом предопределившего вектор развития всей Восточной Европы.
Оцените статью