Смогут ли жители регионов летать на самолетах после спецоперации в Украине

Российская гражданская авиация сегодня Новости

Россияне не смогут летать из-за нехватки запчастей к самолетам уже в 2022 году, считают аналитики Jefferies Group LLC. Отечественные перевозчики утверждают, что проблем не будет — и устраивают распродажи авиабилетов. Но эксперты ждут сильного роста тарифов. Сколько будут стоить билеты и как еще спецоперация в Украине повлияет на российские авиаперелеты.

Нейробиолог из Москвы Александр Лазуткин два года подряд отменяет путешествие за границу и присматривается к отдыху на юге России. В первый раз его поход по Ликийской тропе в Турции сорвался из-за пандемии коронавируса: Анталья попала в красную зону и оказалась закрытой для туристов. В 2022 году поездку пришлось отложить из-за цен на авиабилеты. После 24 февраля, говорит Александр, перелеты стали в два раза дороже:

— В прошлом году я купил билеты в Турцию и обратно, они обошлись в 23 тысячи рублей. В этом году мы с друзьями все-таки хотели попасть на Ликийскую тропу, но началась спецоперация в Украине. У меня было ожидание, что цены на авиабилеты поднимутся, но не так сильно. Сейчас они стоят около 50 тысяч рублей.

Теперь Александр выбирает между альтернативными вариантами: Арменией и Дагестаном. На окончательное решение повлияет в том числе стоимость перелета. Пока, по данным агрегаторов, билеты из Москвы в Ереван и обратно обойдутся Лазуткину в 30 тыс. руб., а из Москвы в Махачкалу и обратно — в 18 тыс. руб.

— Цены внутри России пока не сильно поднялись. А вот на зарубежные поездки они, конечно, выросли, — рассказал Александр. — Для россиян открыто несколько зарубежных направлений. Но доллар стал дороже, самолетов стало меньше, да и люди массово летят в одни и те же места — Грузию, Армению, Турцию и Азербайджан.

Билеты дороже, чем за последние 10 лет

Спецоперация отразилась на перелетах внутри страны меньше, чем на зарубежных направлениях. Исключение — юг России. Росавиация ввела временный запрет на полеты в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элисту. С 24 февраля ограничение продлевали шесть раз, последнее будет действовать как минимум до 7 апреля.

Как сообщили в сервисе по поиску авиабилетов Aviasales.ru, события в Украине пока не сильно отразились на спросе россиян. По словам PR-менеджера проекта Анастасии Чижовой, билеты из Мурманска ищут так же часто, как и до 24 февраля, а спрос на билеты из Новосибирска вырос на 35% по сравнению с предыдущим месяцем.

В российских авиакомпаниях осторожно отвечают на вопрос об увеличении тарифов на внутренних направлениях. В «Уральских авиалиниях» рассказали, что пока не знают, насколько поднимутся цены. Рост возможен из-за дорогого обслуживания самолетов в аэропортах, стоимости керосина и падения курса рубля.

Авиакомпании «Аэрофлот» и UTair от комментариев отказались. При этом «Аэрофлот» 30 марта открыл распродажу билетов по 30 направлениям, предложив скидки до 45%. Похожую акцию запустила компания S7.

Более детальный прогноз дал бывший глава авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков. В разговоре с журналистом «Коммерсанта» он сказал, что цены на авиабилеты могут вырасти в два раза.

— По многим маршрутам выросло полетное время — это медицинский факт. Больше времени будет требоваться на техобслуживание. Сократится эффективность использования флота. Себестоимость, по моим подсчетам, должна вырасти вдвое в рублевом эквиваленте. Поэтому [рост] 50% — это еще очень оптимистичный прогноз. В ситуации, когда рейс в Сочи занимает 4,5 часа и топливо стоит 60 тысяч рублей за тонну, речи уже не идет об эффективном решении задач, это исключительно вопрос обеспечения транспортной доступности, связанности [городов] любой ценой вне зависимости от себестоимости. Чтобы страна продолжала летать, — объяснил Калмыков.

Двукратное повышение стоимости билетов прогнозирует и аналитик «ВТБ Капитала» по транспорту Елена Сахнова. В комментарии для РБК она уточнила основные причины: подорожание керосина и падение курса рубля относительно доллара и евро.

В 2021 году цены на авиабилеты достигли максимума за последние 10 лет, следует из данных Росстата, на которые ссылался РБК. В декабре 2021 года средняя цена полета в салоне экономического класса составила 5482,21 руб. в расчете на 1 тыс. км пути. Это на 15% (или 709,54 руб.) больше, чем в январе 2021 года.

Нехватка самолетов до 2030 года

Зарубежные партнеры российских авиакомпаний и производители самолетов выбрали разные тактики давления на отечественный авиабизнес. Евросоюз запретил продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Теперь им недоступны услуги по страхованию и техническому обслуживанию бортов.

По данным РБК, санкции Евросоюза предполагают возврат иностранных самолетов (в основном Airbus и Boeing) их собственникам — лизинговым компаниям — до конца марта. Поэтому российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», «Победу», S7 и Nordwind, столкнулись с арестами самолетов при полетах за рубеж. По данным на 22 марта, перевозчики потеряли 78 машин из 1367 — это 10% всех иностранных самолетов в России.

Инициатором разрыва договора выступили западные партнеры. Именно они должны будут выплатить неустойку, рассказал ТАСС главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Американские партнеры прекратили обслуживание самолетов Boeing, которые, уточнил он, находятся в лизинге у российских компаний.

— И летать не дают, и еще платите, даже если и не летаете. Если говорить о санкциях на месяц-два, то выгоднее самолеты оставить и заплатить, даже не летая, но если речь идет о годе и более, то проще вернуть [машины] и заплатить неустойку. Здесь каждая авиакомпания будет сама считать свою экономику, — сказал Гусаров.

По его словам, до 90% всех авиаперевозок в России приходится на зарубежные самолеты, компании используют более 700 зарубежных бортов. Со временем могут возникнуть проблемы с заменой деталей и обслуживанием. Оперативно подобрать отечественные аналоги комплектующих не получится.

Не удастся и быстро собрать сотни российских самолетов. С начала серийного выпуска модели Sukhoi Superjet 100 в 2010 году завод выпускал не больше 28 самолетов в год. Решить проблему помог бы проект российского лайнера МС-21, но его серийное производство возможно только через несколько лет, убежден Роман Гусаров:

— Авиаконцерн Boeing выпускает очень много самолетов в год, но они к этому шли 40 лет. Они делают 600–700 самолетов в год. Мы столько не потянем, выйти бы по проекту МС-21 лет через пять на 60–70 единиц в год — это уже будет замечательно. Мы идем по этому пути, у нас есть хорошие наработки, технологии, прекрасная инженерная школа, мы знаем, как это сделать, нам нужно только время.

В перспективе до 2030 года, я думаю, мы сможем полностью обеспечить наши компании отечественной техникой. Как минимум в среднемагистральном и региональном сегментах.

Выживание в регионах за счет помощи властей

Региональные авиакомпании, которые созданы при поддержке местных властей и летают внутри одного или соседних субъектов, с осторожностью комментируют ситуацию с перевозками после 24 февраля.

Заместитель генерального директора «Ижавиа» Павел Кульнев заявил, что компания «серьезных изменений не ощутила, за исключением курсовой разницы»: «Мы сегодня практически единственная авиакомпания, которая не изменила и не отменила ни одного рейса». В парке «Ижавиа» девять самолетов: два Boeing 737-800 и семь Як-42. По данным сайта flightradar24, компания использует Boeing для полетов в Москву и Санкт-Петербург. На сайте «Ижавиа» указано, что компания выполняет полеты в Сочи, Анапу, Краснодар и Симферополь — пока этих рейсов в расписании нет. В апреле появится рейс до Когалыма на Як-42.

Представители «Ижавиа» говорят, что у компании достаточно запчастей, которые нужны «для поддержания летной годности самолетов»: «Мы имеем действующие договоры с полутора десятками компаний со всего мира. Отказались от поставок запасных частей партнеры только из двух стран. Остальные, и их большинство, продолжают работать с АО „Ижавиа“».

В «Комиавиатранс», которая летает из Сыктывкара в несколько городов Республики Коми, пока не сталкивались с серьезными проблемами. Большинство рейсов авиакомпания выполняет на отечественных самолетах Ан-24.

Авиакомпания «Якутия» 21 марта получила разрешение Росавиации на техобслуживание Boeing, которые ранее были зарегистрированы на Бермудах. Это позволит проводить техническое обслуживание бортов и летать внутри России. Позже «Якутия» анонсировала распродажу билетов в Сочи, Минеральные Воды, Москву и Новосибирск.

Авиакомпания «Азимут» в марте увеличила количество рейсов из южных городов России в Ереван и Стамбул. Это связано с тем, что после начала событий в Украине некоторые россияне решили уехать за рубеж надолго или до завершения активной фазы спецоперации.

Владимир Путин провел совещание о развитии авиационных перевозок и авиастроения 31 марта. Президент поручил правительству вернуть гражданам деньги за отмененные перелеты, в том числе международные, поддержать закрытые аэропорты, предложить решение проблемы с лизинговыми платежами.

Федерация выделит 100 млрд руб. на компенсацию части билетов на внутренних авиарейсах с апреля по октябрь 2022 года. К 1 июня правительство РФ должно утвердить «комплексную программу развития авиатранспортной отрасли» до 2030 года.

— Объем внутрироссийских перевозок в текущем году должен, конечно, вырасти по сравнению с прошлым годом, — сказал Путин на совещании.

Оцените статью