Вечный лидер. Ельцин знал, что при любом раскладе Путин останется президентом

Мнения

Двадцать лет назад Ельцин, назначил своим преемником чекиста. Он знал, что при любом раскладе Путин останется на посту президента. Так и вышло.

постер

Стоило ли предполагать и надеяться, что данный выбор не станет «началом конца» для России. Не оправдалось. Зато оправдались надежды абсолютного большинства моих соотечественников: на следующих выборах они поддержали Путина с ещё большим энтузиазмом.

Примем за истину, что правы были мы — меньшинство, желавшее для России не авторитаризма (пусть даже просвещённого), а развития демократии, свободного рынка, утверждения и укрепления либеральных прав, и свобод, и так далее.

Зададимся вопросом: почему с нами тогда не согласилась и сейчас не согласна большая часть сограждан?

Второй вопрос: что из этого следует?

Традиционно ответ на первый вопрос формулируется так: необразованных дураков больше, чем нас, образованных и умных, потому они всегда в большинстве. Из этого следует что? Только альтернатива: либо мы, такие умные, обречены жить по правилам, устраивающим глупое большинство, либо — мы должны найти способ лишить его права влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Я ничего не упустил? Есть в этой парадигме третий вариант, которого я не вижу?..

Либо эти «анчоусы» и «быдло», всё же — люди, а мы, всё же — либералы и демократы, признающие их право на выбор, либо — всё наоборот. Потому что если мы не считаем их людьми, равными себе, то себя нам придётся называть как-то иначе. Аристократией, например. Самозваной, разумеется. Разве нет?

Аристократией — поскольку мы хотим иметь преимущественные права, а их желаем ограничить, по крайней мере, в избирательном праве. Самозваной — потому что основанием для выдвижения себя на роль элиты является наше собственное мнение о себе.

У нынешней группировки основания считать себя элитой ровно те же, между прочим. И такое же отношение к тем, кто с ними не согласен. Более того, они уже нашли свой способ игнорировать взгляды и желания «электоральной массы». Формально не меняя демократических процедур, они добились уничтожение влияния любого большинства на свои действия и свой образ жизни.

Мы хотим поменяться с ними местами? Чтобы диктовать большинству свою волю, прививать свои ценности и свои представления о должном? Понимаю, и даже соглашаюсь, что наши ценности лучше, а наши действия были бы куда более благотворными для страны в целом. Но только к демократии это не имеет никакого отношения, если называть вещи своими именами.

В ответе на первый вопрос мы нашли виноватого и удовлетворились его словесным унижением. Дальше — тупик, констатация «онтологического факта» (глупости большинства) не предполагает никаких изменений. Просмотрев этот тупик, вернёмся к вопросу: почему большинство выбирает «путина», а не нас? Возможно, на него есть другой ответ.

. . .

Сколь ни скромны умственные способности среднего человека (а значит — большинства), их всегда достаточно для рационального выбора в свою пользу. Строго говоря, соблюсти личную выгоду не мешает и легкая степень умственной отсталости, сиречь — дебилизм. То есть, если вы кому-то хотите предложить более выгодные условия существования, то и дебила удастся уговорить поучаствовать в деле. Из чего следует, что на пути к всеобщему процветанию отнюдь не недостаток высшего образования является основным препятствием, а что-то другое.

Первое из «другого» — явное ущемление насущных интересов и потребностей на пути к светлому будущему.

В этой части «строители капитализма» в 90-е пошли по пути большевиков: пообещав, что в будущем всё будет очень хорошо, свою власть употребили исключительно на установление новых порядков. Без репрессивного аппарата, не кровавыми методами, но по той же логике: примем новые законы — никуда не денутся, будут вынуждены исполнять и привыкать.

постер
постер

Очевидно, что инструментов власти достаточно, чтобы принять и навязать всем новые законы. Но без репрессий как долго удастся удерживать власть, если новые порядки заметно ухудшают жизнь большинства?

Существенная разница в том, что большевики кровавыми методами несогласных давили насмерть. А методы реформаторов 90-х не вписавшихся в перемены только травмировали, максимум — калечили. Абсолютное большинство в результате выжило, но опыт 90-х для него — не правовое государство и не расширение возможностей, а правовой беспредел и несправедливость. Если именно с них начинается «демократия» и «либерализация рынка» (а другого опыта нет!) — почему вменяемый человек должен верить, что продолжение будет лучше начала?

Кроме того, согласно большевистской доктрине, народ считался творцом истории. Его морили голодом, истребляли в лагерях, ему не давали слова, но при этом система не могла полностью отказаться от своих деклараций. Хотя бы частично, на показательных примерах ей приходилось декларациям соответствовать и «проявлять уважение».

«Человека из народа» не просто строем под конвоем вели к вершине коммунизма — ему внушали, что вместо свободы он обязан «осознавать необходимость», повышая уровень образования, совершенствуясь нравственно, и т.п. Ему ежедневно напоминали о его высокой миссии. Его достоинству льстили, чтобы он не унывал от недостойного уровня жизни. В общем, с его сознанием работали, рассчитывая не только на повиновение страха ради, но и на искреннюю поддержку курса.

Оцените статью
Добавить комментарий