Top.Mail.Ru

Владимир Путин переподчинил Ростуризм от Минэкономразвития Правительству России

Своим указом Владимир Путин переподчинил Ростуризм от Минэкономразвития Правительству России. Это стало очередным шагом в цепочке трансформации структуры органов государственной власти.

Напомним, в свое время была задумана стройная модель «министерство-агентство-служба», которая в итоге так и не заработала в полную силу.

Рассмотрим ситуацию на примере научно-образовательной сферы. В 2004 году в Министерстве образования и науки было создано Федеральное агентство по образованию, из которого затем выделилась Росмолодежь (Федеральное агентство по делам молодежи).

ФАО в итоге растворилось в Минобрнауки, а Росмолодежь продолжила существовать в рамках Министерства, пока в 2018 году не была подчинена напрямую Правительству.

Схожая ситуация была и с Рособрнадзором (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки), которая обрела правительственную подведомственность. Хотя в данном случае всегда возникал вопрос – а где же, собственно, «наука» в надзоре, осуществляемой этой службой?

Федеральное агентство научных организаций было создано в 2013 году в рамках реформы Российской академии наук, но изначально было подведомственно Правительству. И именно ФАНО фактически осуществляло надзор в области науки. Затем ФАНО органично растворилось в Министерстве науки и высшего образования.

В итоге сейчас структура научно-образовательной политики достаточно эклектична. За все «невысшее» образование отвечает Минпросвещения (созданное при разделении Министерства образования и науки в 2018 году), заодно с функциями контроля и надзора по ряду социальных вопросов, связанных с детьми. Оно же частично отвечает за молодежную политику довузовского возраста и в рамках среднего профессионального образования.

Министерство науки и высшего образования курирует университеты и научные организации – в первых сосредоточена основная масса молодежи, а привлечение ее в науку обозначено как задача государственной важности в рамках нацпроекта «Наука».

По молодежному вектору Минобрнауки (как и Минпросвещения) работают в связке с Росмолодежью. А Рособрнадзор проверяет и контролирует школы, колледжи и университеты. При этом науку все равно администрируют и контролируют Российская академия наук и Министерство науки и высшего образования.

Вопросами продвижения научно-образовательной мягкой силы России за рубежом вроде бы занимается Россотрудничество, являющееся подведомственным учреждением Министерства иностранных дел, впрочем, эффективность работы этой связки в данном направлении крайне сомнительна. Впрочем, университетской внешней политикой занимается Минобрнауки, а научной дипломатией – РАН.

Не так давно Счетная палата выпустила большой доклад о неэффективности функционирования подведомственных агентств и служб, в результате которой дублировались как функционал, так и расходы государственного бюджета. И тогда же активизировалась работа по переводу агентств и служб в прямое правительственное подчинение. Хотя этот процесс также был обусловлен и иными – чисто политическими соображениями. Например, когда в начале года ФМБА (вместо с Росздравнадзором) было выведено из Минздрава специально под Веронику Скворцову.

Продолжаются ситуативные баталии вокруг Росстата, который должен как-то разобраться со статистикой. На данный момент непонятно, в интересах кого и чего формируются те или иные цифры.

Все это, а также увеличение количества служб и агентств в ведении Правительства, наталкивает на мысль о том, что, возможно, нас ждет впереди «собирание» новых министерств.

Например, уже сейчас можно сформировать несколько министерств по самому разносу профилю. А также всерьез усилить функционал Минобрнауки.

Но также вполне четко вырисовываются, например, перспективы «Министерства надзора» (Роснадзор) – благо регуляторная гильотина должна навести порядок в этой области, что как раз и даст лишнюю мотивацию к подобным экспериментам. Впрочем, в данном случае министерства явно мертвой хваткой вопьются в свои надзорно-контрольные службы. Хотя, это не является непреодолимым препятствием.

Оцените статью