Top.Mail.Ru

Граф Лев Толстой — духовный экстремист

Граф Лев Толстой - духовный экстремист Мнения

Известный анекдот начала ХХ-го века.

Мимо Ясной Поляны идет поезд. По коридору бегает проводник, разносит чай и всякие съестные радости. Россия Императорская — это вам не Советский Союз. В Москву из Европы ездили специально пообедать в Славянский Базар или поужинать в Яр, заодно и цыган послушать. В вагоне поезда, в коридоре, стоит красивый статный барин, лет 45 с окладистой, густой седеющей бородой и прекрасной шевелюрой. Барин обращается к проводнику — а что голубчик, скоро ли Ясная Поляна? Говорят сам Граф Лев Николаевич выходит косить к московскому поезду? Проводник сгибается перед барином в почтительном поклоне и произносит — Ваше Высокопревосходительство, Его Сиятельство, Граф Лев Николаевич Толстой выходит на сенокос только к курьерскому поезду, а мы едим почтовым.

Современным постсоветским людям легко понять, что великий русский музыкант Мстислав Ростропович и великий русский писатель Александр Солженицын обращались друг к другу Слава и Санечка, и на «ты». Это результат охамения в советском обществе.

Российская Империя была государством сословным и простонародное хамство по отношению к высшему сословию, к дворянству в той стране не поощрялось, а всячески пресекалось. В том числе и с помощью рукоприкладства. Не гуманно, зато помогает, когда за хамство по отношению к генерал губернатору холопа секут. А ведь не холоп не станет хамить генерал губернатору.

Впрочем, великий русский писатель Федор Достоевский письменно обращался к другому великому русскому писателю графу Льву Толстому — Ваше Сиятельство, граф Лев Николаевич!

Они никогда не виделись, только переписка. Впрочем, мы же все совершенно охамели при большевиках. Вот, например, президент, обращение, никакой он вам не Владимир Владимирович. Он Ваше Высокопревосходительство!

Но сейчас не об этом. О том, что в ХIХ-м веке не было ни кино, ни ТВ, ни интернета. Поэтому все, что большинство из нас знает о войне 1812-го года и заграничном походе Русской Армии , это то, что написано в «Войне и Мир». А еще, что знают о России образованные люди за границей ? Знают о том, что написано в «Войне и Мир» в «Анне Карениной», а еще знают «Доктора Живаго» Пастернака и «Архипелаг Гулаг» Солженицына. Много это или мало? Это очень много.

В отличии от образованных западных людей, которые читали о России в произведениях Льва Толстого, Пастернака и Солженицына, мы, советские люди, не читали главных западных романов, которые написаны западными писателями о Западе. Именно поэтому третий век подряд Запад для нас единое географическое, политическое, военное и, что самое удивительное — культурное пространство.

Вспомните Записки сумасшедшего бессмертного Николая Васильевича Гоголя — украинско-польского дворянина и самого русского из всех русских Писателей — напиши письмо в Испанию попадет в Китай, потому что Испания и Китай сиречь одно и тоже!

Так что же с Графом Львом Толстым? Граф был человеком скандальным . Он не считал, что любая власть от Бога, не был природным убежденным сторонником монархии вообще и самодержавия в частности. Во-вторых , отнюдь не будучи антисемитом, что многократно проявлялось в различных обстоятельствах, Граф Толстой называл христианство иудейской сектой , критиковал и издевался и над попами и над белым духовенством.

Духовенство ответило Графу Толстому постановлением русского церковного суда от 20 февраля 1901 года и в нем говорится говорится:

«В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живаго Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию.Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми».

Потом был Советский Союз и Лев Толстой был Зеркало русской революции — по едкому замечанию Ленина никогда в русской истории не было большего мужика чем этот граф Толстой. Что об этом думал Лев Толстой находясь на Том Свете, мы, пока еще живые никогда не узнаем. Наверное, как обычно, граф не соглашался, ни с Энгельсом, ни с Каутским. Все проходит, однако, как верно заметил Царь Соломон Мудрый, прошла и советская власть . Наступила власть постсоветская. И началось!

В связи со 100-летием отлучения графа Льва Толстого от церкви в конце февраля 2001 года правнук графа Владимир Толстой, управляющий
Музеем-усадьбой в Ясной Поляне направил письмо Его Святейшеству
Патриарху Всея Руси Алексию II.

В неофициальном интервью на телевидении патриарх сказал:

«Не можем мы сейчас пересматривать, потому что всё-таки пересматривать можно, если человек изменяет свою позицию».

Официальный представитель РПЦ Всеволод Чаплин заявил, что синодальное определение «должно восприниматься не как проклятие, а как констатация того факта, что убеждения писателя очень серьёзно расходились с православным учением.

Общественность постсоветской России по разному высказывалась по отношению к отлучению Графа Льва Толстого от Церкви. А именно, 20 ноября 2010 года, во время открытия отреставрированного здания железно-дорожного вокзала на станции Астапово Липецкой области, губернатор Липецкой области Олег Королев, говоря о значении творчества Графа Льва Толстого заявил, что после отлучения «классик становится ещё ближе к Богу».

В ноябре 2010 года президент всероссийского книжного союза Сергей Степашин обратился к Кириллу (Гундяеву) с просьбой об отмене позорного отлучения от церкви Графа Льва Николаевича Толстого — Величайшего Писателя в Истории Человечества.

Он констатировал невозможность для РПЦ пересмотреть решение об отлучении Льва Толстого от церкви, но просил при этом проявить к Толстому сострадание.

В ответе на письмо Степашина печально известный Митрополит Тихон (Шевкунов) ответил :

«Поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может».

В истории присуждения Нобелевской Премии по литературе есть два отказа со стороны русских писателей. Возможно есть и больше, мне известны два. граф Лев Толстой в начале ХХ-го века и Борис Пастернак в 50-е годы ХХ-го века. Граф Толстой отказывается от номинирования на присуждение премии.

Борис Пастернак отказывается от премии, которая уже была ему присуждена. 50 лет прошло, огромный срок . Две мировые войны, три революции, гражданская война. Столько всего изменилось, другой государственный строй, иной уклад. Сословную монархию самодержавного уклада сменила диктатура пролетариата. А по сути дела ничего не изменилось.

Оцените статью