Государства евреев за пределами Палестины

Дума

История евреев со времен античности до наших дней — это не только история диаспоры, но и история множества еврейских государства за пределами Палестины: Адиабена (на территории современного Ирака и Курдистана), Хымьяр в Йемене, государство иудео-берберов Дахии эль-Кахины в Северной Африке, Хазария в Поволжье.

Существовали намного более влиятельные еврейские государства, чем держава Давида-Соломона (которая как раз является, с определенной вероятностью, мифологической, никогда в реальности не существовавшей). Тем не менее, история еврейских государств сегодня оттеснена на задний план обсуждением древней истории Ханаана\Иудеи\Сиро-Палестины.

Государства евреев за пределами Палестины

Но ведь, Хазария — сверх-держава Средневековья, и уж какое там государство Давида-Соломона может сравниться с ним, тем более, что археологи вообще не могут почти ничего сказать о нет, и многие склоняются к тому, что государства Давида-Соломона не было.

Почему же сами евреи не особенно рвутся сегодня изучать истории этих стран? Вероятно потому, что эти истории проливают свет на происхождение современных евреев и противоречат влиятельному сионистскому повествованию, которое пытается связать происхождение евреев именно с Палестиной, в то время как многие евреи — потомки различных народов и племен, перешедших в иудаизм. Возможно, когда сионистское повествование будет ослаблено и вытеснено, многое изменится.

Для меня наличие государства не является чем-то позитивным и заслуживающим восхищения, или проявлением высокой цивилизации. Создание крупных государств связано с появлением бюрократических иерархий и с социально-классовым угнетением. Тем не менее, сама по себе эта история весьма любопытна. Иудаизм точно так же путешествовал по планете, как ислам или христианство, и история евреев — это не столько история народа, сколько история таких путешествий.

А как же фиксация евреев\иудеев на теме возвращения в Палестину? Почему верующие иудеи произносят «Шана ха баа бе Иерушалаим» — в следующем году в Иерусалиме? Стоит помнить, что по крайней мере для части верующих евреев, как и для христиан, речь идет о Небесном Иерусалиме, о преобразовании всей вселенной после прихода Мессии (Машиаха).

Оцените статью