Почему российское кино уже много лет находится в кризисе, а фестивали проедают бюджетные деньги

Новости

А не поговорить ли нам о том, что интересно многим кинематографистам — о фестивалях? Сейчас конец года. Фестивальный ажиотаж стих и можно подвести кое-какие итоги.

В Америке проходит более тысячи фестивалей. Самых разных. У нас в стране — несколько десятков. Много это или мало? Немного. Зато мы, как всегда, идем своим путем. Можно сказать — вспахиваем целину.

Но, сначала немного истории. В СССР кинопроцесс состоял из двух частей: производства фильмов и проката. Киношники, после перестроечного 5-го съезда Союза кинематографистов решили сосредоточиться на производстве. Редактуру, естественно, изгнали, так как она была синонимом цензуры. Оковы рухнули.

Кинематографисты получили вожделенную свободу, о которой мечтали, и понеслось. Но рука рынка, на которую все уповали, сделала свое дело. Прокат, некоторое время «лежавший на боку», стал почти сплошь американским. Соревноваться не только с блокбастерами, но и с самыми обычными (по бюджету) американскими картинами оказалось не под силу. Некогда могучая киноотрасль пошла ко дну.

Вместо государственных студий по стране как грибы стали вырастать маленькие частные студии. В довершение всего упразднили Госкино. Справедливости ради надо сказать, что Государство все это время финансировало производство фильмов и игровых, и документальных. Не так как в СССР, но финансировало. Проблема оказалась в другом.

Фильмы, которые снимались (кстати, отдельный вопрос — кто снимал) показывать стало негде. Они из лаборатории прямым ходом, не задерживаясь нигде, шли в архив. В лучшем случае. Это было покруче пресловутых «полок» в Советское время. Там, если печаталось несколько десятков копий и фильм шел по разряду третьей категории, режиссер считал себя гонимым и, конечно, непризнанным гением. Теперь же печаталась одна, или две копии. Для архива…

С приходом цифры ситуация немного изменилась, но не кардинально. Здесь и дальше, я буду говорить о документальном кино, как более мне знакомом. Так вот, кинопрокат почил в бозе (в Советское время прокат документальных фильмов был налажен по всей стране). Канал «Культура» платил гроши, и для показа надо было пройти бюрократический ад. Другие ТВ каналы за показ фильмов стали требовать деньги. Куда пойти режиссеру со своим фильмом, как донести до зрителя результат своей работы за год? Вариантов не так много — интернет, киноклубный показ (сам должен организовать) и кинофестивали.

Кинофестивали собирают лучшие фильмы, созданные за год. Это всегда праздник, красные дорожки, видеокамеры, приемы и фуршеты. Возможность себя показать и на других посмотреть. Но не все так просто в нашем славном отечестве. На фестиваль еще надо попасть.

Программный директор фестиваля «Россия» И. Демежко сказала: «Хорошие фильмы, где вы? А-у-у!». И точно – «А-у-у!». Парадокс, но я знаю несколько режиссеров, которые перестали посылать свои фильмы на этот фестиваль. Почему?

Фестиваль «Россия», на мой взгляд, является вполне вредоносным мероприятием с прожиранием государственных денег. Демежко, к сожалению, птичка залетная, ее необходимо выгнать из состава различных экспертных советов, как человека, не имеющего профильного кинообразования. Это всегда ведет к вкусовщине, т.к. «нахватанность пророчеств не сулит», как сказал один поэт.

Люди, стремящиеся к корпоративной карьере, показывают себя как люди, у которых нет врожденного вкуса и чувства меры, и совести, в итоге.

— Посылали, — отвечают, — не берут. Репертуарная политика какая-то странная. Дилетантизм и непрофессионализм на экране лезет по все фронтам и цветет махровым цветом. Много эпатажных, слабых работ. А то, что мы посылаем не берут. Принцип отбора фильмов на фестиваль не понятен.

Возможно, это субъективное мнение, но его высказывают разные люди. И с этим трудно не согласиться. Многие режиссеры обсуждают эти вопросы на кухнях, но как доходит до дела — не хотят связываться. Себе дороже. Будешь задавать вопрос: «Почему так делается?». Вообще не пригласят. В лучшем случае посоветуют отослать фильм на другой фестиваль. Но обычно вообще ничего не отвечают, когда картина отправляется на отбор. В отличии от международных кинофестивалей , — те сразу пишут , — «Спасибо! Ваш номер регистрации ….».

В конкурсе фестиваля «Россия» много студенческих работ, сырых и неуклюжих. Все понятно. Студенты еще только учатся. Фестиваль хочет отыскать новые таланты? Так сделайте для них конкурс студенческих и дебютных фильмов. Это будет логично.

Вплотную к этому вопросу примыкает и другой — кто и как оценивает современную документалистику, в каком состоянии находится у нас киноведение? Об этом тоже помалкивают. А его просто нет. Сначала «слили», оптимизировали Баскаковский НИИ киноискусства. Киноведы вынуждены были разбрестись кто куда. Печататься им негде, фильмов не смотрят, и получается, что кроме ортодоксальной Г. Прожико, которая работает во ВГИКе, киноведов — то и нет вовсе. Нет ни аналитики, ни теории, что в игровом, что в документальном кино. А ВГИК, между тем, каждый год выпускает новых киноведов, замечу — за государственные деньги. Куда они растворяются сразу после получения диплома? Загадка природы.

На мой взгляд отсутствие профессиональной критики напрямую сказывается на кинопроцессе, на качестве фильмов, на том, что серость заполняет экраны. Сейчас ведь фильм можно и на телефон снять. Технически никаких проблем. Вот и снимают.

Один умный и хорошо пишущий критик (что сейчас редкость) И. Павлова уже посыпает себе голову пеплом: «А ведь это мы сами открыли ящик Пандоры. Своими руками. Это мы впустили в наше кино самодеятельность. Это мы кричали, что профессиональные навыки — ничто, индивидуальность — всё. В профессиональный балет ведь не открывают двери одаренным участникам танцевальных кружков? Профессиональные музыканты же не пускали в свои ряды ярких индивидуальностей, а не умеющих читать ноты и без постановки руки? А мы решили, что «постановка руки» — это ерунда» .
Очень правильные и точные слова. Различные демежки, и им подобные (никого здесь не обижаю — имя нарицательное) в силу своей «образованности», и отсутствия понимания природы кино, много сделали для продвижения серости на экран.

Так вот, в России несколько десятков фестивалей. Многие из них получают дотации из бюджета. Кто триста тысяч, кто 4 миллиона, кто 20. Каждый фестиваль имеет свое право и ведет свою политику. Меня же интересует отбор и качество фильмов для конкурсных программ. Это кропотливая, тщательная работа, требующая много времени и сил. У организаторов, как правило, ни того ни другого нет. И частенько выбирается иной путь. Берется пакет фильмов, который уже отобран на какой-то другой фестиваль, и все. И работа вроде сделана, и не подкопаешься.

Помнится, как программный директор фестиваля «Россия» сетовала, — мол образовался новый фестиваль, звонят ей и просят дать ссылки фильмов. На что она нежно ответила, — это достояние фестиваля, оно нарабатывается годами. Вы же, ребята, начинаете с нуля и помочь я вам ничем не могу. Как себя повели эти люди я не знаю, но не удивлюсь если они ввели программного директора в свои отборщики.

Естественно, и пакет фильмов у них тоже появился. Поэтому нет ничего удивительного в том, что один раз сформированный пакет фильмов без изменений кочует по разным фестивалям. Не спорю, и фестиваль, и отбор фильмов, это всегда субъективное мнение. Но здесь чувствуются какие- то другие интересы, манипуляции. За руками уследить трудно, потому как все происходит за закрытыми дверями. Режиссеры, которые не попали в эту «обойму», участвовать на фестивалях в России имеют мало шансов.

Что это? Мне кажется, здесь присутствует не только желание, но и возможность поруководить фестивальным процессом. А если разобраться, то группа лиц пытается тихой сапой его приватизировать. Вот, например, Московский международный кинофестиваль. Конкурс документальных фильмов. Кто представлял Россию за последние четыре года в конкурсной программе документального кино? Исключительно ученики С.Мирошниченко. А кто такой С.Мирошниченко на Международном Московском фестивале? Руководитель документальной программы ММКФ и плюс ко всему отборщик.

Особо придумывать ничего не надо. Отборщики фильмы смотрят, авторы их присылают. Правда, для последних (режиссеров, присылавших свои фильмы на отбор в ММКФ), уже четко заранее определена роль подтанцовки . Массовость же должна олицетворять демократию. Неутомимый этот Мирошниченко! Уже который год целину вспахивает, осваивая новые земли. Понимает, что железо надо ковать пока находишься при должности.

Кстати, в Иркутске в сентябре 2019 года, прошел кинофестиваль «Человек и Природа». А Сергей наш Валентинович является президентом этого фестиваля. (Наш пострел везде поспел).

Так вот, в конкурсе фестиваля «Человек и Природа» была картина «Отец Байкал», снятая на студии «Остров», руководителем которой является опять же Сергея Мирошниченко. В жюри был оператор этой картины Ю. Ермолин, который, как ни странно, тоже работает на студии «Остров». Отгадайте с трех раз, какая картина получила приз как лучший документальный фильм?

Вообще, у Мирошниченко нужно спросить, что делает его жена Наташа на месте Риты Давыдовны Черненко, хорошо знавшей свое дело и имевшей два профильных ВГИКовских образования. Наташа у него музыкант — пусть она в своем музыкантском Союзе и «рулит» — так нет же!.. Грустно смотреть на эту возню мышей, к сожалению.

Действительно, после этого можно со спокойной совестью подумать: «Хорошие фильмы, ну и где же вы? …А-у-у…». О том, как все это сказывается на престиже фестивалей, авторитете, который нарабатывался годами, думаю, можно и не говорить.

Есть масса других причин, почему российское кино уже много лет находится в кризисе. Это и отсутствие приемки готовых фильмов, это и наплыв дилетантов, не имеющих профильного образования, но, которые величают себя режиссерами, это и падение общей культуры, и многое другое.

Здесь же разговор только о фестивальной политике.
И уже не удивляешься, когда задают такие вопросы: « А есть ли кино в современной России»? Вроде есть. Вроде и деньги дают на производство, и фестивалей куча, а народ говорит — «кина нет», и все больше иностранное смотрит. Как нам быть в этой ситуации сразу и не ответишь. Думайте. Тема открыта для обсуждения.

Читайте также: «Воткните эти стрелочки, знаете куда!» Ложь на логотипе Великой Победы

Оцените статью
Добавить комментарий