Феминизм и анархизм в лице одной китаянки Хэ Чжэнь

Новости
Феминистское движение в Китае началось одновременно и во многом под влиянием Китайской революции в начале ХХ века. До 1907 феминизм в Китае носил преимущественно националистический характер, являясь плодом борьбы за национальную независимость. Так, феминистские активистки действовали не вопреки государству, а при его поддержке, и некоторые из них даже удостаивались звания «национальный герой».

Феминистка и анархистка Хэ Чжэнь (Хэ Бань) родилась в состоятельной семье в Ичжэне, получила конфуцианское воспитание и образование, в 1903 году вышла замуж за Лю Шипэя и жила вместе с ним в Шанхае, продолжая образование в женской школе, которую организовал Цай Юаньпэй.

В 1904 г. вместе с мужем уехала в Токио. Хэ Чжэнь была настроена более радикально, чем её супруг, и содействовала его переходу к анархистским взглядам. В последующем она стала душой китайской анархистской группы в Токио, сотрудничала в её издании «Тянь и», а также в «Синь Шицзы», выпускаемой парижской группой китайских анархистов. В 1907 г. молодая активистка основала Ассоциацию за восстановление прав женщин (Нюйцзы фуцюаньхуэй), которая выступала за насильственную борьбу против угнетения женщин во всех сферах, в том числе в семье, против правящих классов и капитализма. Хэ Чжэнь провозглашала борьбу против конфуцианского традиционализма и заявляла, что подлинное равенство возможно только через освобождение женщин. В 1909 г. вернулась в Китай вместе с мужем.

В статье «Проблемы освобождения женщин», опубликованной в номерах «Тянь и» в сентябре и октябре 1907 г. Хэ Чжэнь призывала уничтожить «мир, основанный на классовой иерархии и господстве мужчин», и осуществить «равенство, так чтобы мужчины и женщины делили мир друг с другом».

Мужчины, писала анархистка, рассматривают женщин, как средство воспроизводства потомства и свою частную собственность, пожизненно приковывают их к домашнему очагу. Бедные женщины вынуждены работать в полях, мастерских или как проститутки, но духовной свободы все равно не имеют.

Не является освобождением и европейская модель семьи, поскольку, под прикрытием формальных равенства и свободы, продолжает сохраняться зависимость в браке. Хэ Чжэнь провозглашала, что женщины должны сами освободить себя, а не ждать освобождения от мужчин, которые заинтересованы в том, чтобы осуществить его по-своему и ради своей выгоды, заставив женщин, помимо работы по дому, еще и приносить деньги в семью.

«Если освобождение женщин находится во власти мужчин, мужчины имеют превосходство над женщинами и, в конец концов, подчиняют их себе». Свобода не означает и установление власти «просвещенных» женщин: «Вместо того, чтобы конкурировать с мужчинами за власть, женщины должны стремиться с свержению правления мужчин».


В таких рассуждениях и выводах Хэ Чжэнь существенно не расходилась с другими анархистами и анархистками в мире, которые рассматривали так называемый «женский вопрос». Однако во многих аспектах ее позиция значительно отличалась от взглядов Эммы Гольдман и других либертариев, которые выступали за свободную любовь и освобождение человеческой сексуальности.

Хэ Чжэнь настоятельно призывала не смешивать «освобождение с сексуальным потворством желаниям»:

«Если женщин интересуют только любовь и секс, их дух спасения человечества будет заменяться чрезмерными желаниями, и их миссия не будет осуществлена».

В статьях Хэ Чжэнь нередко встречаются огульные нападки на мужчин как таковых, ригоризм, консервативное морализаторство и критическое отношение к сексуальным отношениям. По ее мнению, угнетение женщин мужчинами носило принципиальный характер, мужчины воспринимались как класс, враждебный женщинам.

Ее атаки были направлены не только против унижения и неравноправия женщин в существующем обществе, но и против отношения между полами вообще. Хэ Чжэнь призывала китайских женщин не следовать примеру западных феминисток, с их практикой свободной любви и неофициального сожительства (она считала европейское и американское женское движение проявлением «либертинажа» и социал-демократии).

Необходимо было, по ее мнению, брать пример с русских нигилисток-революционерок и с героических женщин китайской истории, которые получали то же образование, что и мужчины, и обучались военному делу, добиваясь таким образом освобождения духовного и физического. Характерно, что ее возмущало то, что в европейских странах женщин не берут в армию!

Консервативный ригоризм Хэ Чжэнь легко обнаружить и в ее высказываниях относительно семьи и партнерства. Она утверждала, что любой из супругов, совершивший акт неверности, заслуживает смерти.

Допуская расставание партнеров, Хэ заявляла, что повторный брак возможен только с человеком, для которого это тоже повторные замужество или женитьба. Интересно, однако, что подобное морализаторство не мешало самой Хэ Чжэнь иметь, помимо мужа, по меньшей мере, двух любовников одновременно .

Оцените статью