Top.Mail.Ru

Крепостное право и экология

когда, как и почему в России появилось крепостное право Мнения

Один из самых «больных» вопросов русской историографии — это вопрос о том, когда, как и почему в России появилось крепостное право. Ответить толком на этот вопрос никто не может. Марксистская историография сводит всё к абстрактной классовой борьбе.

Немарксистская вообще не считает нужным такой ответ искать. Почему, почему. Людям сказали, что нужно работать на хозяина, а они и согласились (приблизительно такую точку зрения излагал в свое время историк Черепнин).

Я сейчас скажу вещь очень странную. Главная причина появления крепостного права в России — экологическая. Что это значит?
А значит это очень интересные вещи, которых современный человек, засравший пластиковыми бутылками даже Тихий океан, не понимает и понимать не желает, хотя, казалось бы, ему во все уши Грета Тунберг кричит, что к природе нужно относиться бережнее.

Русь в принципе не земледельческая страна изначально. Арабские авторы X века очень четко указывают на то, что ни у русов, ни у славян (тогда это были два разных народа) никаких пашен нет. На месте того, что мы сейчас называем «центральной Россией», каких-то 1 500 лет назад были сплошные леса. В VI веке некоторые славянские племена начали убегать в эти леса от авар и в какой-то момент обнаружили, что здесь достаточно много живности, которая сама на тебя прыгает и просит ее съесть. В итоге эти славяне, изначально очень немногочисленные, расплодились за счет подножной еды и придумали называться «Киевской Русью».

К XIII веку население древнерусских княжеств достигло уже 6—7 млн (приблизительно). Т. е. многих зверьков поели. И в результате древнерусская экономика стала заваливаться на бок, как перезревшее яблоко, и это яблоко очень легко подобрали с земли всадники Бату-хана.

Вот почему с XIV века экономика стала перестраиваться на земледелие как основной способ пропитания. Раньше земледелие было, но оно было не очень престижным занятием, гораздо интереснее было охотиться, рыбачить, собирать мед, грибы или грабить какую-нибудь Византию. Землю обрабатывали военнопленные («смерды») или рабы («холопы»). Теперь же знаки поменялись. Именно с этого времени в летописях начинает мелькать само слово «крестьянин».

Средневековое русское земледелие — подсечно-огневое. Т. е. люди идут в ближайший лес, выжигают его, распахивают и засевают зерновыми. Т. к. зола срабатывает как минеральное удобрение, получается очень неплохой урожай. Необработанная земля при этом не считалась чьей-то частной собственностью. Это очень по-русски, потому что естественно. Ты идешь, на худой конец, к посаднику, князю или игумену и говоришь: можно я там-то выжгу деляночку небольшую? Ладно, говорит тебе посадник или игумен, вроде ты хороший человек, не забудь сделать дело благое и пожертвовать нашей церкви пару мешков…

Крепостное право и экология
Сигизмунд фон Герберштейн, дипломат. 1486-1566. Источник: Wikimedia.org (CC-PD-Mark)

И вот таким нехитрым образом к середине XVI века русские крестьяне выжгли очень значительную часть родных лесов и обнаружилось в какой-то момент, что больше жечь особо-то нечего. Плюс постоянная стройка. Деревянные дома часто горят и гниют. Т. е. нужно строить заново. Герберштейн в 1549 году писал, что в Подмосковье не найти мёда. А ведь вокруг Москвы был когда-то лес.

Кем был для Европы Герберштейн
Для Европы Герберштейн - это человек, "открывший Россию". До него авторы лишь упоминали о России при описании других стран, ограничиваясь мимолетными впечатлениями, вроде записей Матвея Меховского, и единственным, на кого мог опереться Герберштейн в своей работе, был Павел Иовий Новокомский, "сжато и кратко", "с особой достоверностью" описавший положение страны Московии, куда он прибыл в составе посольства папы Климента VII для заключения с великим государем Василием "в религиозном единомыслии вечный союз" и ради поиска "нового и невероятного пути для добывания благовоний из Индии"
"Записки о Московии" - о чем писал Сигизмунд фон Герберштейн
Сигизмунд фон Герберштейн вошел в историю как автор одного из первых сочинений о России, изданных в Европе.

В «Записках» содержались уникальные сведения о внутренней и внешней политике Московского государства, его истории.

Этот весьма обстоятельный труд, написанный им на латыни и на немецком языке, назывался «Записки о московитских делах» (Rerum Moscoviticarum Commentarii). Работе над своим сочинением Герберштейн посвятил без малого 20 лет, и вот наконец в 1549 г. книга вышла в свет и сразу стала популярной.

«Неизвестно, кто вначале властвовал над русскими, ибо у них не было письмен, при помощи которых они могли бы предать памяти потомства свои деяния»

повествует Герберштейн

Необходимо заметить, что подсечно-огневой способ способствует социальной свободе, это «бродячее», полукочевое земледелие. Выжженный клок дает очень хороший урожай, потом земля оскудевает, естественно, этот клочок бросают и идут выжигать другой клок, потом — третий и т. д.

Крестьянин был волен осенью, после окончания всех сельскохозяйственных работ, в Юрьев день, уехать в какое-нибудь другое место, где еще есть лес и река, где есть чего выжечь, или в реке поймать, или зайца подстрелить.

Юридически эта норма была закреплена 57 статьей Судебника 1497 года.
Историками замечено, что в XVI веке крестьяне начинают переходить на трехпольную систему, на переложную, т. е. оседают на одном месте и попадают в зависимость от крупных землевладельцев, либо им приходилось сдвигаться в Поморье или в Сибирь в поисках свободной земли. Перелог и трехполье уже естественным образом прикрепляют человека к земле. И со временем человек становится зависим от «хозяина».

Какие нормы были закреплены в Судебнике 1497 г.
После завершения создания единого Московского государства возникла необходимость создания единого юридического документа. В Судебнике 1497 года были закреплены преступления против государства, защищены права вотчинников, устанавливались четкие сроки перехода крестьян от одного собственника к другому. Датой был выбран Юрьев день, удобное время перехода сельских работников для наименьшего ущерба сельскому хозяйству.
Первое упоминание о Судебнике 1497 года
Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления. Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.
Когда впервые в российском законодательстве озвучили наказание в виде смертной казни
В нормативно-правовых актах, предшествовавших принятию Судебника, нет единства относительно трактовки смертной казни. Двинская уставная грамота 1397 года впервые в российском законодательстве вводит этот вид наказаний: «…а татя впервые продати противу поличного; а вдругие уличат, продадут его не жалуя; а уличат втретьие, ино повесити…». Однако ни Московская запись о душегубстве, ни Белозерская уставная грамота 1488 года не упоминают смертную казнь, указывая только штрафы.

Смена типа земледелия, обусловленная серьезным экологическим сдвигом, привела к тому, что в «центральной России» стали зарождаться феодальные отношения (вещь дотоле на Руси очень сомнительная). В 1581 году Иван Грозный впервые ввел «заповедные лета», т. е. ограничил выход в Юрьев день. Сделано это было с целью ограничить социальную мобильность и зафиксировать новый экологический статус.

Крепостные порядки и что такое крепостное право

Крепостнические порядки возникли в результате разрушения русским этносом привычной экологической ниши, как естественный сдерживающий и во многом государствообразующий фактор. В 1649 году отмена Юрьева дня была внесена в Соборное уложение.

Если рассуждать беспристрастно, юридически, крепостное право — это просто система организации труда. Однако, как это часто бывает, система только усилила эксплуатацию человеком природы. Я напомню, что именно в XVII веке англичане, например, начали активную колонизацию. Еще в середине XVI века (24 августа 1553 года, если быть точным), в Двинском заливе появился корабль Ричарда Ченслора, который сошел на берег и был чрезвычайно удивлен, что это вовсе не Индия, путь в которую он искал (что-то напоминает), а Московия. Ченслора приняли ласково.

Грозный даровал ему право беспошлинной торговли. Вывозили корабельный строевой лес, воск, сало, лен, ворвань. Сам Ченслор, правда, скоро утонул.

Появление крепостничества в России исторически совпадает с началом серьезных экономических отношений с Западом, в частности, с Англией. Я не буду подробно сейчас анализировать эту торговлю, скажу только, что никакой великой морской державы из Англии без русского строевого леса в принципе не получилось бы никогда. Собственно, ради этой торговли Петр I и затеял 21-летнюю Северную войну со шведами.

Корабельный лес был англичанам нужен, как воздух. В 1807 году англичане сожгли ракетами Конгрива Копенгаген, из страха, что датчане переметнутся на сторону Наполеона и перекроют «балтийский поток» русского леса и пеньки, которые нужны были британскому флоту как сейчас нам нужны нефть и газ.

По большому счету, в крепостнической системе Петра I не было разницы между эксплуатацией природы и эксплуатацией русского народа.

Петр рассуждал очень по-русски, я уже указывал однажды, что это был абсолютно русский царь:

Нужны деньги. А где их взять? Продать англичанам лес. А где взять лес? Заставить мужиков срубить его и доставить в Архангельск. А как это сделать? Правильно, записать всех черносошных крестьян государственными, что и было сделано в 1713 году.

У нас в России так сильно любят Петра Первого, так восхищаются его «славными делами» и прочей «Россией молодой», что даже не замечают, что эти «славные дела» откровенно антинародны и антиэкологичны.

Скажем честно: Россия имперских, «дворянских» времен — это страна, работающая на обслуживание Запада и разрушающая свою экологию ради того, чтобы на Западе кому-то жилось хорошо.

Прекрасные русские дворяне заставляли своих крестьян горбатиться на барщине, срубали лес, продавали его тем же англичанам, ехали в «Европы» учиться «просвещению» или просто проматывать деньги, и в итоге получили 1917 год как логичный финал системы, которую Петр Первый начал создавать по рецепту, доставшемуся ему еще от Ивана Грозного (закончила эту систему Екатерина II, символом чего стал установленный в августе 1782 года Медный всадник).

Скажу еще одну странную вещь: крепостное право в 1861 году не было отменено, а благополучно просуществовало… до 28 августа 1974 года, когда крестьянам стали выдавать паспорта по требованию. А до этого времени действовало знаменитое постановление СНК от 28 апреля 1933 года, которое вводило паспорта для горожан, а учет крестьян велся по спискам.

В случае если крестьянин переезжал в город, ему выдавался временный паспорт сроком на 1 год, а затем он получал постоянный. В сущности, Сталин реинкарнировал крепостную систему, точнее, осуществил прожект Николая I, который хотел сделать всех крестьян государственными. Новое постановление Совмина о том, что паспорт должен быть у всех граждан СССР, достигших 16-летнего возраста, вышло только в 1983 году.

Как Сталин укворовал идеи Троцкого и грабил русскую деревню
До сих пор трудно понять: почему Сталин к концу 1920-х годов в крестьянском вопросе вдруг стал радикальным троцкистом?
Потому что в 1928–1929 годах возникла реальная опасность для большевистской власти. После сытых лет нэпа в городах стали вдруг исчезать сметана, масло, молоко, возникли перебои с хлебом. У магазинов снова появились мрачные очереди хмурых трудящихся. Хлебозаготовительные кризисы в крестьянской стране наглядно показали: крестьяне не будут отдавать коммунистам за бесценок плоды своего тяжелого физического труда.
То есть это стало следствием кризиса хлебозаготовок 1927-1928 годов? Именно из-за него Сталин сознательно свернул нэп?
Иосиф Сталин помнил, что массовые демонстрации в Петрограде в феврале 1917 года началась под лозунгами «Хлеба!» Чтобы не допустить протестной волны в столичных центрах, которая бы смела Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), приходилось становиться «троцкистом» и загонять деревню в колхозное рабство: иначе власть в голодных городах было не удержать. Только колхозная система гарантировала сохранение и укрепление в СССР однопартийной диктатуры и монополизма ВКП(б).

Ради этой цели Сталин мог пересмотреть любые установки. В мае 1928 года, отвечая на вопросы студентов Института красной профессуры, Сталин заявил: «Ленинизм — не Библия, а диалектика. Постоянной величиной в нашей политике является собственно наша стратегия — борьба за коммунизм. Тактику мы меняли и будем менять даже радикально, когда это диктуется интересами стратегии».
Но сначала он придерживался умеренной позиции Бухарина?
В разгар нэпа в 1925 году Сталин действительно поддерживал так называемую доктрину «правого коммунизма». Среди ее защитников были члены Политбюро ЦК Николай Бухарин и председатель Совета народных комиссаров СССР Алексей Рыков, а также председатель Высшего Совета народного хозяйства и ОГПУ СССР Феликс Дзержинский. Смысл доктрины заключался в умеренном хозяйственном реформизме, поощрении накопления средств, в развитии кооперации. Речь шла о создании таких условий, которые бы позволили стать зажиточным трудовому крестьянству, составлявшему большинство населения СССР. Социалистическая экономика, как полагали бухаринцы, могла развиваться с учетом интересов мелких сельских производителей, которым государство предоставляло свободу хозяйственной деятельности в определенных рамках.
Когда Сталин пересмотрел свои взгляды?
Когда в СССР резко изменилась внутренняя ситуация. 1925 год стал едва ли не лучшим годом в трагической истории советской деревни. Однако уже в августе 1926 года нэп начал задыхаться, а хлебозаготовительные кризисы 1927–1928 годов, когда деревня неизбежно отказывалась продавать хлеб коммунистам по низким закупочным ценам, показали его скорый конец. Сталин, вопреки популярной в годы перестройки точке зрения, не «сворачивал нэп». Тот стал умирать сам — по причине своей изначальной непоследовательности.
Как вы считаете, была ли вообще возможна в СССР «бухаринская альтернатива»?
Нет, это была наивная попытка совместить, грубо говоря, сухое с мокрым. Концептуальная ошибка Николая Бухарина заключалась в том, что он не мог оценить опасности для диктатуры Коммунистической партии трудолюбивого, зажиточного и самостоятельного крестьянства, о котором в начале века мечтали Петр Столыпин и Александр Кривошеин.
Какую роль в «Великом переломе» 1929 года сыграли внешние факторы — например, «военная тревога» 1927 года из-за разрыва дипломатических отношений с Великобританией или вооруженный конфликт с Китаем на КВЖД в 1929-м?
Не определяющую. Внешние конфликты влияли на обострение внутриполитической ситуации в СССР, способствовали активизации противников большевиков и в городе, и в деревне, о чем свидетельствуют донесения органов ОГПУ руководству ВКП(б). Однако наибольшую опасность для «коллективного Сталина» представляли не англичане или «белокитайцы», а бурлившая деревня (особенно на Украине, в Поволжье, на Дону и Кубани, в Сибири), возмущенная очередным витком насилия в 1927–1928 годах. Поэтому создание «второго крепостного права» становилось главной целью сталинской политики независимо от внешних конфликтов.
Неужели белогвардейцы всерьез верили, что на втором десятке лет советской власти они смогут поднять крестьян на борьбу с ней, да и еще извне?
Белоэмигрантам не требовалось «поднимать крестьян» на борьбу с большевистской властью. По данным органов ОГПУ, без всякого участия зарубежных белогвардейцев по СССР в 1930 году состоялись 13 453 массовых крестьянских выступления (в том числе 176 повстанческих), 55 открытых вооруженных восстаний. В совокупности в них участвовали почти 2,5 миллиона человек — в 2,5 раза больше, чем в Белом движении в 1917–1922 годах.

Максимальное количество выступлений произошло на Украине (4098), в Поволжье (1780), на Северном Кавказе (1467), в Центрально-Черноземной (1373) и Московской (676) областях, в Сибири (565). Чекисты зарегистрировали за год 13794 низовых теракта и 5156 случаев распространения «контрреволюционных листовок». Объектами учтенных терактов и покушений стали более десяти тысяч советских активистов. Высадка русских эмигрантов только бы повысила шансы повстанцев.

Знаменитый медиевист Жак Ле Гофф сказал в свое время, что «мы живем среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья». Точно так и здесь. Мы живем в обломках крепостнического строя. А самое главное — мы продолжаем воспринимать природу как объект потребления, совершенно не задумываясь над тем, что мы оставим нашим потомкам.

Изменить это в корне, отказаться от гнусностей феодализма и капитализма и сделать Россию снова великой и зеленой — вот главная задача нашего поколения.

Оцените статью