Михаил Георгиевич Церетели (рев. псевдонимы «Batono», «Сангала») (1878-1965), потомок грузинского княжеского рода, присоединился к анархистам-коммунистам в начале 1900-х. Получил известность как теоретик и публицист, сотрудник журнала «Хлеб и воля» (1903-1905) и грузинских анархических изданий времен Революции 1905-1907. Большинство его публикаций посвящены полемике с теоретическими и тактическими взглядами социал-демократов.
Как и большинство грузинских анархистов-коммунистов своего времени, Церетели одновременно состоял в Грузинской партии социалистов-революционеров-федералистов (ГПСФР, эсефы). Этот альянс анархистов и эсефов существовал до середины 1907 года, когда конференция ГПСФР приняла курс на достижение национальной независимости Грузии. Часть анархистов вышла из партии, другие порвали с анархическим движением.
Церетели оказался среди тех, для кого национальное освобождение оказалось важнее социального. С этого времени и до конца жизни он входил в руководство различных грузинских организаций, преимущественно связанных с Германией, — как с кайзеровской Германией времен Первой мировой войны, так и с нацистской Германией времен Второй мировой. В годы Гражданской войны Церетели был послом Грузинской демократической республики в Швеции и Норвегии.
Больше всего Церетели известен как выдающийся ученый-историк, специалист по истории Грузии и древних цивилизаций Кавказского и Ближневосточного регионов. Уже в 1912 он получил степень доктора наук, в дальнейшем был профессором Тифлисского, Брюссельского и Берлинского университетов. Михаил Церетели умер в Мюнхене 2 марта 1965 года.
Что такое "Хлеб и Воля"
Орган анархистов-коммунистов, Лондон, октябрь 1906 — июль 1907 (18 номеров). Редакторы П. А. Кропоткин и М. И. Гольдсмит. Статьи по теории анархизма, анархическому движению в России.
История создания "Хлеб и Воля"
Предтечей группы «Хлеб и Воля» была «Группа русских анархистов за границей», основанная 1900 г. в Женеве российскими анархистами-эмигрантами. Организация призывала к свержению самодержавия и социальной революции. Её лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия (Л. В. Иконникова).
В 1903 г. Супруги Гогелия в Женеве создали группу анархистов-коммунистов «Хлеб и воля». «Хлебовольцам», при поддержке П. А. Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том же году организовать издание первого российского анархического печатного органа за границей — газеты «Хлеб и воля».
В 1904 и в первые месяцы революции 1905 г. почти все анархистские группы состояли из последователей теории анархистов-коммунистов (хлебовольцев)
Стратегические и тактические задачи хлебовольцев в революции
На первом съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.) были намечены стратегические и тактические задачи хлебовольцев в революции: «социальная революция, то есть полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом». Началом революции должна была явиться всеобщая стачка обездоленных в городах и в деревнях. Главными методами анархистской борьбы в России должно стать «восстание и прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров».
Формой организации анархистов должно было быть «добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою». Хлебовольцы категорически отвергли возможность сотрудничества и вхождения анархистов и другие революционные партии России, так как это противоречило бы анархическим принципам. Поэтому съезде Кропоткин впервые идею о необходимости создания в России отдельной и самостоятельной анархической партии.
На II съезде в Лондоне (17-18 сентября 1906 г.) Кропоткиным была написана резолюция, в которой давалась оценка и раскрывался характер революции, уточнялись задачи анархистов. В резолюции выражалось резко отрицательное отношение анархистов к возможности работы в таких учреждениях, как Государственная дума и Учредительное собрание. Из всех методов революционной борьбы анархисты предпочитали немедленные и разрушительные действия масс. В резолюции «Об актах личного и коллективного протеста» (автор В. И. Федоров-Забрежнев) участники съезда подтвердили право анархистов на совершение террористических актов лишь в целях самозащиты. Вместе с тем «идейные» анархисты отвергли роль террора как средства для изменения существующего строя.
Основные принципы хлебовольцев
Всякое государство не только бесполезно, но и вредно.
Создание антигосударственного коммунистического общества.
Преобразование общества в духе коммунизма.
Цели анархистов могут быть достигнуты только при помощи социальной революции, которая совершенно разрушит капитализм и государственный строй, его поддерживающий.
Анархисты не признают никаких промежуточных этапов.
Всеобщей забастовки в городах и деревнях, которая должна быть сигналом для политической и коммунистической революции.
Единство анархистского движения должно быть достигнуто объединением одинаково мыслящих идейных групп, которые свободны в любой момент расстаться при наличии разногласий.
Кутаиси, Тбилиси, Батуми…
Апрель
Первым центром распространения анархизма на грузинской земле стал Кутаиси. К началу ХХ века это был малоразвитый в индустриальном отношении город, где действовали предприятия пищевой и легкой промышленности. Прибывшие из Европы с целью агитации на родной земле грузинские анархисты вышли на связь с кутаисским единомышленником Шалвой Гогелиа и начали пропаганду анархистских идей в рабочей среде. В 1905 году им удалось создать анархистские кружки работников табачной фабрики Пиралова и завода минеральных вод Лагидзе. Рабочие кружки объединились в общегородскую организацию, получившую название Кутаисская группа анархистов-коммунистов «Коммуна». Как и другие анархистские организации, существовавшие в тот период в Российской империи, «Коммуна» начала свою деятельность с экспроприации типографского оборудования. Создав собственную подпольную типографию, кутаисские анархисты начали печать собственных листовок, призывавших рабочих, ремесленников и крестьян к анархической революции. Таких прокламаций было выпущено семь видов.
Именно в Кутаиси в описываемый период действовали три ведущих грузинских анархиста — Варлаам Черкезов, Шалва Гогелиа и Михако Церетели, благодаря участию которых в политических дебатах с социал-демократами значительно увеличилось влияние и численность анархистской организации в городе. Георгий Гогелиа объяснял это тем, что анархистам была присуща гибкость мышления, тогда как социал-демократы, костяк которых составляли бывшие ученики духовных семинарий, если и владели предметными знаниями, то лишь механически усвоенными.
Как и в других регионах Российской империи, анархисты в Кутаиси отметились серией экспроприаций и убийств. Так, за время деятельности группы было убито четыре буржуа. Жертвами анархистского террора стали богатейшие люди Кутаиси Камулларий и Мунджиев. В дни революционных событий 1905 года анархисты построили собственную баррикаду на кутаисской улице. Боевики группы были вооружены огнестрельным оружием и даже имели небольшую полевую пушку.
В Тбилиси (Тифлисе) инициатором распространения анархистских идей стал Георгий Гогелиа, вернувшийся из Швейцарии. После декабрьского восстания 1905 г. в Тбилиси перебрались также некоторые видные анархисты из Кутаиси, в связи с чем к началу 1906 г. анархистское движение в городе также получило большое развитие. Хотя анархистская группа в Кутаиси еще оставалась более многочисленной, именно за Тбилиси постепенно закрепилась роль основного организационного и идеологического центра грузинских анархистов. Как и в Кутаиси, анархисты начали активную агитацию в тбилисской рабочей среде, прежде всего — среди работников железнодорожных мастерских, а также на предприятиях Монташева и Адельханова. Была создана Группа анархистов-коммунистов «Интернационал», в которую и вошли рабочие указанных предприятий, а также небольшая группа рабочих — наборщиков, незадолго до этого покинувшая ряды социал-демократов.