«Блатных кризис не тронет»: кого же нагнет коронавирус

Новости

Список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей, составленный правительством, не соответствует действительности, об этом говорит статистика банка для малого и среднего бизнеса «Точка». Анализ изменения выручки и расходов 200 000 клиентов банка показал, что от пандемии страдают как получающий льготы туризм, так и, например, продавцы бытовых товаров и фотографы.

В «Точке» обслуживается свыше 200 000 компаний в разных регионах России (30-40% — Москва). В основном это малый и средний бизнес, который страдает от карантина сильнее всего. Мы решили подсчитать, насколько упали выручка и расходы клиентов (исходя из проведенных через «Точку» операций: платежей от юридических и физических лиц, оборота по эквайрингу, поступлений по реестрам зачислений). Банк — он же все видит.

Кто меньше всех получает

Картина оказалась нерадужной. За две недели после объявления 25 марта президентом России дополнительных нерабочих дней выручка наших клиентов сократилась в среднем на 36%:

  • в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса, входящий оборот упал на 43% (в том числе эквайринговые поступления — на 70%);
  • в остальных отраслях снижение составило 29% (в том числе от эквайринга — 32%).

Из чего делаем вывод: разброс по просадке небольшой, пострадали все отрасли, и выделять самых несчастных в этой ситуации странно. Кроме того, не все официально пострадавшие на самом деле пострадали, а вот многие из тех, кому особая помощь не полагается, уже на грани закрытия.

Например, вот отрасли, у которых произошло максимальное падение входящих клиентских поступлений (первая декада апреля к первой декаде марта):

Мы видим, что по некоторым отраслям, не входящим ни в какие правительственные списки, очень сильно жахнуло. Допобразование, творческая деятельность упали достаточно сильно — понятно, люди в кризис отказываются от всяких излишеств и удовольствий. Туризм — здесь и говорить не о чем. Но также мы видим, что многие стандартные бизнесы пострадали сильнее, чем принято считать.

Такси упало на 60% — самоизоляция, никто никуда не ездит. Торговля бытовыми товарами — на 38%, хотя казалось бы, чистящие средства и шампуни нужны всем и всегда. Но то, что продажи можно безболезненно перенести в онлайн, — миф. Закрыт магазин, в который люди привыкли ходить ногами, — резко падает выручка. Производство текстильных изделий — минус 35%: работаем в пижамах на удаленке, новую одежду не покупаем. Те, кто может шить маски, шьют их, остальные закрыты и терпят убытки. Фотографы (минус 47%) нервно курят в сторонке со своими услугами.

Кто меньше всех тратит

Сокращение выручки повлекло за собой сокращение трат: по итогам первой декады апреля количество и сумма арендных платежей наших клиентов снизились на две трети. В отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса, снижение составило 72%, ситуация во всех остальных тоже вызывает опасения: там в среднем минус 49,5%. Определить, какая доля клиентов отказалась от аренды, а какая договорилась об отсрочке, пока невозможно. Так же, как и узнать, сколько клиентов свернут бизнес, не имея возможности оплачивать аренду.

Почему я говорю про опасения? Казалось бы, то, что расходы на аренду снижаются, — позитивный сигнал для состояния малого и среднего бизнеса. На самом деле это значит, что следующие под удар попадут арендодатели. А они уж точно в «блатных» не значатся (правительственном списке пострадавших отраслей. — Forbes) и даже не могут сбегать за беспроцентным кредитом, если у них нет сотрудников в штате. Здесь выручка падает так же, как и у отраслей из списка, а пространства для маневра нет никакого.

Еще одна причина для беспокойства — падение показателя суммы покупок клиентов по картам. Он снизился на тревожные 45%.

Здесь нужно прояснить: мы говорим не о «физиках», а о компаниях, у которых есть корпоративная карта. С нее обычно оплачивают всякие мелкие расходы предприятия: корпоративные обеды, представительские походы в ресторан, заправку автомобилей, покупку бумаги. И снижение расходов по этой карте очень наглядно показывает, как сильно сократились внутренние расходы компаний. Почти в два раза.

Почему нести деньги из дома не выход

Все это говорит о том, что в стане «непострадавших» почти никого не осталось. Был вполне ожидаем спад в категориях «Авиа- и ж/д билеты», «Рестораны», «Развлечения», «Красота», «Бытовые услуги». Но мы видим снижение трат и по всем остальным категориям: «Одежда и обувь» — минус 71% (отчасти это связано с закрытием торговых площадей, но траты в крупных интернет-магазинах также снизились на 31%), «АЗС» — 30%, «Продукты» — 19%. Ретейл мертв — люди не будут покупать одежду и обувь, даже онлайн. АЗС пустуют — люди почти не выезжают, деловая активность в разы упала. Даже продукты уже не растут — люди скупили гречку, стараются экономить. Так что картина, судя по статистике, оказалась достаточно честной.

Категории с наименьшим спадом: «Алкоголь» — 7% и «Реклама» — 11%. Алкоголь действительно продолжают покупать — покупают больше, но более дешевого. А рекламу спасает то, что массово мигрировавшим в онлайн компаниям нужно как-то привлекать клиентов.

Чтобы как-то справиться с потерей доходов, предприниматели идут за кредитами. Насколько возросло количество займов за март по сравнению с февралем, видно на графике ниже:

Те, кому кредитов не дают, несут деньги в бизнес из своего кармана. И это как раз очень показательный момент: если отдают из семейного бюджета, значит, отдают последнее. Такие компании, к сожалению, вряд ли продержатся на рынке дольше месяца.

И им бы как раз пригодились те самые льготы, предусмотренные для пострадавших отраслей. Но я не буду сейчас ругать правительство за неправильно составленные списки. Бизнес в России всегда рассчитывал и продолжает рассчитывать исключительно на себя. Независимо от того, в какой он отрасли работает — каждый выкручивается как может.

Оригинальная статья в Forbes: «Пострадали те, кто в блатных не значится»: по каким отраслям на самом деле ударил коронавирус

Оцените статью