Сегодня хочу написать о патриархе мирового кино немецком режиссере Виме Вендерсе. Он не нуждается в представлении. Вендерс — один из столпов интеллектуального кино, тем не менее, обласкан всемирной славой массового зрителя.
Человек, изучавший медицину и философию, одно время мечтавший стать юристом, фанат рок-музыки, нашел себя в кинематографии.
Интересно, что Вендерс как-то сказал: «Если бы не рок-н-ролл, я бы сейчас был адвокатом.» Хм… У меня наоборот, это так, к слову. А вот Вендерс возможно и повлиял на мою профориентацию. Он, разумеется, далеко не основной, и даже не в первой десятке повлиявших, но кто знает.
Начало 70-х прошлого века, глухое унылое время брежневского социализма. Июнь в Ростове-на-Дону всегда хорош. Начались школьные каникулы. По проводному радио объявляют, что в кинотеатрах города показывают новый фильм «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым». Звучит необычно, но не хватает пяток лет для допуска на такое кино. Мы с друзьями обсуждаем: ну, что может быть «такого» в футболе? В кинотеатр «Сокол» не проникнуть, строгие тетки, однако вскоре начались сеансы в кинотеатре под открытым небом «Лето». Для будущего киномана высокий забор — не преграда.
Фильм, оказавшийся криминальной драмой, запомнился, с тех пор много лет смотрю Вима Вендерса. Некоторые кинокритики считают, что у него очень неровное творчество — шедевры чередовались с провалами. Даже когда ругали «Отель «Миллион долларов» 2000 года, мне он понравился. Также люблю и имею в коллекции фильм Вендерса «Париж, Техас.» Есть у режиссера волшебное свойство: многим режиссерам массовой культуры хочется делать ремейки его фильмов. Это относится и к его не самым выдающимся фильмам. Так было с «Алой буквой» или, например, с «Американским другом,» не говоря уже о главном произведении.
Тем ее менее, при всем богатстве творчества Вим Вендерса следует признать: даже если бы он ничего больше не снимал, его великий фильм «Небо над Берлином» все равно вознес бы его на Олимп мировой кинематографии и сохранил в истории кино.
В центре сюжета «Неба над Берлином» — история ангелов Дамиэля (Бруно Ганц) и Кассиэля (Отто Зандер), свободно парящих над разделенным бетонной стеной Берлином, читающих мысли людей и наполняющих их жизни смыслом. Два главных актера немецкой сцены из берлинского театра «Шаубюне» в компании с начинающей французской актрисой Сольвейг Доммартин воплотили на экране удивительно поэтический мир Берлина. Это глубочайшее философское эссе, однако, отдаю себе отчет, фильм настолько мощный, что потрясает любого зрителя. Поэтому я и написал в начале заметки: гений интеллектуального кино, тем не менее, снискал популярность у массового зрителя.
«Небо над Берлином» — уникальная кинематографическая ода многострадальной немецкой столице. Панорамы Берлина с высоты птичьего полета, проезды по улицам Восточной и Западной частей города, заросшая травой и кустарником центральная площадь Потсдамер платц — все это следы насыщенного исторического прошлого Берлина, который во многом стал отражением и жертвой германских ошибок и преступлений. С другой стороны, Берлин в фильме Вендерса воспринимается как единый город, целостное пространство, в котором запросто соседствуют и бюргерские пригороды, и живущий активной ночной жизнью район Александерплатц в восточной части города — как предвестие грядущего объединения Германии, которое случится всего лишь через 2 года после премьеры фильма.
Если кому не довелось еще посмотреть, рекомендую. Главные герои фильма — два ангела, будучи бессмертными, не имея ощущений, но обладая способностью читать мысли смертных человеков, несмотря на это или, наоборот, благодаря этому, начинают мечтать о превращении в людей. Один из них делает такой выбор, другой нет. Конечно, в фильме есть линия любви к земной женщине — странноватой цирковой акробатке, но все-таки кино о другом.
Последние годы Вим Вендерс работает над документальными фильмами, кажется, он хочет создать в документалистике шедевр, равный «Небу над Берлином».
Такое от живого классика вполне можно ожидать.