«Le Тартюф. Комедия». Дель арте и смертная казнь в газовой камере

Новости
"Le Тартюф. Комедия". Режиссёр Юрий Муравицкий. Театр на Таганке. 23 февраля 2020 год.

Мода на маски и комедию дель арте пришла в Москву и прочно в ней поселилась: долинские Зобеида и Женщина-змея, юханановский Пиноккио.

В новом Тартюфе, правда, не маски, а выбеленные и разрисованные лица, меняющие внешность актёров до неузнаваемости (привет Бобу Уилсону), невероятной изобретательности костюмы Гали Солодовниковой, со всякими кринолинами, толщинками, гульфиками, жабо, накладными попами, разнообразными париками (особенно хорош столб из волос на голове красавицы Эльмиры — Дарьи Авратинской).

«Le Тартюф. Комедия»

Марионеточная пластика, акробатика, французское грассирование, разные говоры и акценты, бешеный темп речи, горотесковая, как в площадном театре, манера игры. Мольеровский стих звучит то как рэп у оторвы Дорины (Евгения Романова), то как классическая заунывная декламация у зануды Клеанта (Артём Болотовский), у кого-то даже слышатся порой завывания под Бродского. На сцене живой оркестр (композитор — француз Луи Лебе), чьи аккорды периодически усиливают комический эффект и становятся важнейшей частью партитуры спектакля.

Все разворачивается так весело, задорно и стремительно. Игровая стихия захлестывает, и ты просто радуешься и реагируешь на геги, особенно не вдумываясь в смысл. Герои плещут вино в лицо друг другу, вылетают в дыры в стенах своего бумажного дома. Да-да, у дома, того самого аргоновского дома, за который развернётся борьба, бумажные стены и остов из светящиеся, неоновых трубок (тут привет Богомолову и Ломакиной).

6143229 23.01.2020 Актеры в сцене из спектакля «Lё Тартюф. Комедия» по пьесе Жана-Батиста Мольера «Тартюф, или Обманщик» в постановке режиссёра Юрия Муравицкого в Московском театре на Таганке. Алексей Майшев / РИА Новости

Игра здесь в своём праве ещё и потому, что все обитатели оргоновского дома, кроме Дорины и Эльмиры, на редкость инфантильны. Мариана вообще ещё ребёнок, её комната заставлена розовыми зайцами (один из которых в какой-то момент летит в зал). Да и все остальные норовят переложить ответственность за собственную жизнь и все решения на других, Оргон на Тартюфа, влюбленные на Дорину. И все эгоистичны, заняты внутренними разборками. Благодатная почва для появления Тартюфа, который на фоне общей глупости, слепоты, самовлюбленности и инфантильности даже не выглядит столь монструозно.

Внешне герой Романа Колотухина скорее привлекателен. Строен, стремителен, появляется в тёмных очках словно рокер, и поначалу даже кажется, что его напор не столь неприятен Эльмире. Он меняет обличья и риторику с мастерством первоклассного лицедея и ловкостью наперсточника.

К сожалению, во второй части спектакля, когда привыкаешь к его эстетике, и каждый из актёров уже успел показать все, на что способен, действие начинает слегка пробуксовывать. Но тут наступает финал. Совсем не такой искусственный, притянутый за уши, продиктованный цензурными соображениям как у Мольера а неожиданный и страшный. Нашего времени случай.

«Le Тартюф. Комедия»

(Внимание: дальше спойлер! Советую читать только тем, кто не рассчитывает увидеть спектакль). С объявлением о конфискации дома приходит некто с повадками штурмовика. Затем из динамика звучит канонический мольеровский текст о королевской милости семейству Аргона и справедливом возмездии аферисту Тартюфу, и тут… в дом пускается газ, все корчатся в ломаных движениях и падают замертво, погребенные под обломками рухнувшего потолка. Такой вот веселенький финал у этого лёгкого изящного воздушного спектакля.

Тартюф, или Обманщик
Апрель
Апрель
Задать вопрос
«Lё Тартюф. Комедия» – постановка, которая переосмысляет традиции французского фарса, жанра комедии, для которого характерно внешнее проявление комических приемов. Мольеровский «Тартюф, или Обманщик» был написан еще в XVII веке, но лейтмотивы пьесы – ханжество, лицемерие и безответственность – всегда были свойственны человечеству в той или иной мере. Все члены семьи Оргона, включая его самого, заняты бесконечным выяснением отношений и упускают возможность увидеть комичность своего быта. На фоне этой суеты появляется он – Тартюф, лжец и обманщик, готовый воспользоваться ситуацией и поставить финальную точку в этой катастрофе. Вопрос напрашивается сам по себе – а не сами ли мы создаем таких «тартюфов»?

В репертуаре театра теперь два «Тартюфа»
Илья Носов
Илья Носов
Задать вопрос
В 1968 году эту пьесу Мольера поставил Юрий Любимов, и спектакль до сих пор идет на Таганке и пользуется неизменным успехом. Новая постановка «Le Тартюф. Комедия» свежа, актуальна и выполнена в лучших таганковских традициях. На сцене — еще одна сцена, уходящая трапецией куда-то ввысь по наклонной, что-то сродни комедии дель арте. На лицах артистов — маски, нарисованные толстым слоем грима, — застывшие выразительные гримасы.

Новая постановка высмеивает не только показного святошу Тартюфа, который умеет втереться в доверие, постоянно ссылаясь в своих речах на Бога и христианские заповеди, а на деле являясь самым отъявленным лгуном и грешником, но и всех тех, кого Тартюф пытается одурачить. Для Муравицкого все персонажи Мольера виноваты в том, что их облапошили, в том, что такой вот Тартюф поселился у них в доме.
Оцените статью