НПО «Энергомаш» приступила к разработке двигателя ракеты класса «Союз-5» и «Енисей»

Новости

Эта неделя явно пройдет под знаком новостей, связанных с космосом. В этой связи нам показался небезынтересном зарубежный взгляд на вопрос развития в России возвращаемых космических кораблей.

Отмечается, что сам подход использования возвращаемых ступеней ракет-носителей в СССР и России известен давно. Еще в 1948 году Сергей Королев не исключал использование такой ступени в ракете Р-1. Она должна была опускаться при помощи парашюта. Проводились эксперименты на модификациях Р-1В и Р-1Э, но они все окончились безрезультатно.

Далее, спустя 40 лет была создана ракета-носитель «Энергия», оснащенная четырьмя двигателями РД-170 с тягой по 800 т. Они были не только самыми мощными в мире, но и имели возможность многократного использования. Интересно, что в условиях 2020 года его цена оценивается в 14 млн долл. Боковые ступени тоже предполагались многоразовыми, они должны были сохраняться при помощи реактивной парашютной системы. Но вся программа ушла в историю вместе с СССР.

В середине 2010-х гг. Роскосмос начал реализовывать проект ракеты «Союз-5», на которой предполагалось устанавливать двигатель РД-171МВ. В 2017 году Фонд Сколково финансировал проект создания РН «Союз-5», в которой двигательная установка первой ступени могла отделяться в конце разгонной фазы и возвращаться на Землю при помощи парашюта. Но этот проект так и не был одобрен Роскосмосом.

Отдельно следует упомянуть РН «Ангара», решение о создании которой было принято в 1992 Борисом Ельциным. Тогда ГКНПЦ имени Хруничева провело НИР в части повторного использования ступеней ракеты. Проект получил название «Байкал», предполагалось возвращать ступени на Землю при помощи раскрываемых крыльев. Этот проект произвел фурор на авиасалоне в Ле-Бурже 2001 года, после чего тихо умер из-за недостатка финансирования. Впрочем, спустя некоторое время проект был вытащен с полки Фондом перспективных исследований в виде демонстратора «Крыло-СВ», который был одобрен 28 февраля 2020 года. Его разработчиком является ОКБ имени Мясищева, которое должно создать ракету длиной 6 метров и диаметром 80 см, то есть примерно одну треть от диаметра рабочей ступени.

Цель заключается в достижении скорости 6М, что равно скорости, на которой сбрасывается первая ступень, а затем открытии крыльев, при помощи которых в автоматическом режиме и осуществляется приземление. Испытания запланированы на полигоне Капустин Яр. В качестве силовой установки планируется использовать двигатель «Вихрь», специально разрабатываемого для данного проекта. В ЦННИМАШе создано специальное КБ имени Бартини, которое будет вести сопровождение проекта «Крыло-СВ», чей первый полет запланирован на 2022 год.

Другим проектом является «Союз-СПГ», который прорабатывается РКЦ «Прогресс» на собственные средства. Это ракета-носитель нового поколения, которая использует в качестве топлива метан. А это позволит получить более высокие характеристики, нежели у РН «Союз-2» (10,5 т забрасываемого веса на низкую орбиты по сравнению с 9,3 т), при более низкой стоимости (40,5 млн долл. и 45,5 млн долл.). Если проект будет получать нормальное финансирование, то, по заверениям Роскосмоса, первый пуск может состояться в 2025 году.

Свой проект одноступенчатой ракеты «Корона» предлагает и ГРЦ Макеева. Он напоминает проект ракеты DC-X компании McDonnel Douglas периода 1990-х гг., но он не имеет никакого финансирования.

Фото: Двигатель РД-171МВ и Ракета-носитель среднего класса «Союз-5» («Иртыш») © Дмитрий Рогозин / Twitter / Роскосмос

Оцените статью