Одной из главных проблем нынешней российской армии является отсутствие надежного контроля воздушного пространства над территорией России, особенно на малых высотах. Поэтому возникают серьезные трудности в обнаружении и поражении маловысотных целей типа крылатых ракет и беспилотных дронов.
Сплошное радиолокационное поле над всей территории России отсутствует. Судя по сообщениям СМИ, в последние годы удалось его создать только лишь вокруг границ нашей страны. Поэтому в настоящее время ПВО страны построена по очаговому принципу, обеспечивая прикрытие лишь некоторых наиболее важных объектов вооруженных сил, административно-политического руководства, промышленности и инфраструктуры.
В ПВО страны зияют огромные дыры и многие города России не защищены от ударов с воздуха.
Как известно, из-за кривизны земной поверхности дальность обнаружения радарами воздушных целей зависит от высоты из полета. Так на высоте полета крылатой ракеты 50 метров ее можно обнаружить на дальности всего лишь 20-25 км. Т.е при наличии огромных дыр в в системе нашей ПВО полет крылатых ракет вероятного противника может быть запрограммирован так, чтобы обходить наши комплексы ПВО, не входя в зону их поражения.
Но в Сирии ситуация еще хуже. В ходе гражданской войны большинство наземных позиций сирийской ПВО были уничтожены, а российские средства ПВО прикрывают лишь наши базы в Хмеймиме и Тартусе.
Отсутствие радиолокационного контроля воздушного пространства Сирии приводит к тяжелым последствиям.
Все помнят трагедию, произошедшую 24 ноября 2015 года, когда турецкий истребитель сбил наш бомбардировщик Су-24. В результате погиб командир экипажа подполковник Олег Пешков, а в ходе спасательной операции по поиску членов экипажа сбитого Су-24 был убит морской пехотинец Александр Позынич.
Основная причина этого – отсутствие радиолокационного контроля воздушного пространства по маршруту полета Су-24, в результате чего экипаж Су-24 не был предупрежден о том, что на него выходит в атаку истребитель, не отвечающий на запрос «свой-чужой». И турецкий самолет безнаказанно расстрелял наш бомбардировщик.
3 февраля 2018 года боевики сбили из переносного зенитного комплекса наш штурмовик Су-25, пилот которого Роман Филипов катапультировался. Поскольку контроль воздушного пространства по маршруту полета штурмовика отсутствовал, то точное место катапультирование летчика было неизвестно и спасательная операция была развернута несвоевременно. Летчик после приземления на парашюте до последнего отстреливался из личного оружия, помощи не дождался и чтобы не попасть в плен взорвал себя гранатой.
7 апреля 2017 года США нанесли удар крылатыми ракетами «Томагавк» по сирийской авиабазе Шайрат, запустив 59 ракет. Из-за отсутствия контроля воздушного пространства Сирии, невзирая на предупреждение американцами нашего командования о предстоящем нанесении удара за два часа, ни один наземный радиолокатор сирийской и российской ПВО полет 59 ракет «Томагавк» по маршруту не зафиксировал и противодействие налету оказано не было.
Единственной реакцией нашего Генштаба была информация, что якобы 36 «Томагавков» из 59 запущенных до цели не долетели. Но ни одного фото или видео с обломками сбитых или упавших по техническим причинам «Томагавков» ни сирийский, ни российский генштаб не предъявили. А спутниковые снимки подтвердили, что большинство американских крылатых ракет своих целей достигли.
В настоящее время наиболее эффективным средством контроля воздушного пространства является применение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). В России это самолеты типа А-50 (А-50У) , в США — Boeing E-3 Sentry, E-2C Hawkeyes и ряд других типов. Кроме того, у союзников США на вооружении имеются два десятка самолетов ДРЛОиУ разных типов.
По открытой информации СМИ на вооружении российской армии находится 19 самолетов А-50 (А-50У), многие из которых выработали свой ресурс или находится в неисправном состоянии.
На вооружении ВВС США находится 64 самолет E-3 различных модификация, а также около 75 самолетов Е-2С Hawkeye-200 в том числе корабельного базирования. К этому следует прибавить два десятка самолетов ДРЛОиУ разных типов.
Столь большое количество самолетов ДРЛОиУ позволяет США осуществлять практически круглосуточный контроль воздушного пространства над всем ближневосточным регионом, а также над акваторией Средиземного моря.
Огромное превосходство США в этом виде вооружений внушает серьезное беспокойство. И к сожалению, в ближайшие десятилетия вряд ли удастся переломить ситуацию к лучшему.
Имеющиеся сейчас на вооружении российских ВКС самолеты ДРЛОиУ типа А-50 устарели и требуют срочной замены. Ведущаяся уже на протяжении многих лет разработка нового самолета ДРЛОиУ типа А-100 пока успехом не увенчалась. Хотя планировалось начать поставки его в ВКС России еще в 2016 году, но судя по всему возникли большие трудности в его создании.
Кроме проблем с 20 тоннами специальной электроники «воздушного радара» еще необходим самолет-носитель этой электроники. А это самолет Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76, который является основным самолетом военно-транспортной авиации ВКС России. Но мощности нашей авиапромышленности обеспечивают выпуск максимум пяти самолетов этого типа в год. И в первую очередь они пойдут именно в военно-транспортную авиацию.
Так что ситуация с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления в российской армии критическая и выхода из нее не видно. И пора бить во все колокола…
Виктор Имантович Алкснис







