Шииты, иудеи и староверы

Шииты, иудеи и староверы Мнения

Традиционный шиизм роднит с традиционным иудаизмом подозрительное или откровенно презрительное отношение к земной власти. До создания сионистами государства Израиль в 1948 подавляющее большинство ортодоксальных иудеев были резкими противниками сионизма, поскольку создание еврейского государства человеческими руками подрывает веру в сверхъестественное мессианское избавление.

Именно это, а не светский характер государства, лежит в основе наиболее распространенных форм еврейского религиозного антисионизма, хотя в истории известны и религиозные критики сионизма слева, из общечеловеческих этических соображений, порой считавшиеся себя культурными сионистами, сторонниками создания еврейского мирового культурного центра в Палестине при соблюдении равноправия палестинцев и без попытки загнать в Палестину всех евреев.

Но основной вектор современного антисионизма среди правоверных иудеев во многом напоминает русское староверие. Даже поставленные перед фактом создания государства Израиль, многие хасидские группы, включая самую многочисленную в влиятельную, Сатмарскую, отказались признать идеологию, которая до 1948 года почти повсеместно считалась ересью. В результате ряд антисионистских групп придумали даже свои обычаи: пост и траур с сожжением сионистского флага 5 числа месяца Ияр, запрет употребления словосочетания «Мединат Исраэль«, специальные комментарии к молитвенникам, призывающие мысленно молиться за мирное расформирование государства, объявление языческими капищами всех синагог, где висит сионистский флаг, объявление государства царством сатаны. По аналогии с русскими старообрядцами возникли даже толки, бежавшие из Канады в Гватемалу из-за давления сионистов.

 

Итак, отправной точкой еврейского староверия стал конец первой половины прошлого века. Отправной точкой русского староверия были, как известно, реформы Никона в 1666 году. Интереснейший, кстати, период в еврейской истории, когда разнообразные толки саббатианцев были вынуждены мистически истолковать переход Шабсая Цви в ислам и уйти в подполье.

Шиизм можно считать своего рода исламским староверием, отправной точкой которого стала кончина Пророка, после которой среди мусульманских лидеров началась жестокая борьба за власть. Зять Мухаммеда Али, самый продвинутый и святой его ученик, которому тесть предписал возглавить мусульман после своей смерти, оказался на обочине исламской истории. Али и его потомки, тоже выдающиеся мистические личности, были один за другим зверски убиты, зарублены и отравлены особым змеиным ядом, вызывающим перед смертью ощущение сожжения заживо. Как и в традиционном иудаизме, для шиизма характерно трагическое отношение к человеческой истории. Пока не пришел Мессия, праведный имам Махди из рода Пророка, лучшие люди страдают, а верные святым имамам шииты пребывают в изгнании и рассеянии.

Именно поэтому далеко не все шииты признают позитивным явлением создание Исламской республики в Иране. Некоторые сравнивают ее с сионизмом, поскольку в данном случае сверхъестественный мессианский процесс был тоже замещен профанной земной властью. Впрочем, надо заметить, что иранцы не захватывали чужую землю, не стремились выгнать всех немусульман (хотя элементы дискриминации безусловно имеются) и боролись по вполне понятным причинам против марионеточного правительства шаха.

В отличие от катаров, богомилов и других гностических течений манихейского толка, космическая драма в иудейском и шиитском гнозисе обусловлена конкретными историческими событиями. За грехи людские был разрушен Храм, а евреям было приказано до прихода Мессии собирать по всему миру искры божественности. Дом пророка был истреблен, но где-то в таинственной земле Хуркалия живет настоящий Имам со своим войском, готовый в нужный момент освободить мир от несправедливости. Исторически обусловленная гностическая драма предусматривает космополитический взгляд на мир и, следовательно, активную борьбу за справедливость.

Оцените статью
Добавить комментарий