Вера Засулич и ее террор. Женское лицо русского терроризма

Мнения

Должен признаться: я с детства испытывал нездоровую страсть к русским террористкам. Черно-белые фотографии Софьи Перовской или Веры Засулич казались мне образами каких-то ангелов: непременный славянский овал лица, строгие губы, болезненный взгляд. Что ж, возможно, настало время растоптать сапогом холодного рационального анализа эротические фантазии мальчика, которым я был когда-то, и нарисовать подлинные портреты этих «героинь».

Революционерка Вера Засулич. РИА Новости/РИА Новости

Начнем с моей любимицы Веры Засулич. Вера Ивановна прославилась тем, что в 1878 году дважды выстрелила из «бульдога» в живот петербургскому губернатору Трепову. На суде Вера Ивановна заявила, что якобы стреляла в Трепова, потому что тот приказал бить розгами народника , не снявшего перед ним шапку.


Заседание суда с присяжными при Александре II.

Суд был очень странный, конечно. Адвокат стал изображать Верочку несчастной девочкой (девочке было 28), которая всю свою жизнь страдала, бедствовала, а за избитого розгами мальчика «заступилась».

Председательствовавший на суде А. Ф. Кони тоже начал откровенно намекать присяжным, что было бы неплохо девочку пожалеть. Перед зданием суда и в самом здании бегали народники, тоже кричавшие что-то про общественное благо и либерализм. И — сработало! Присяжные оправдали Веру, ее освободили, и та очень быстро убежала в Швейцарию.

В действительности Вера Засулич была в 1870-е гг активисткой-анархисткой, молившейся (как и вся молодежь тогда) Бакунину. Занималась она (как и вся молодежь тогда) распространением листовок, призывавших Русь к топору. Кружок, в который входила Вера Ивановна, назывался «Южные бунтари».

Ну, то есть это фуфляк был, то что она сказала на суде, якобы она за бедного мальчика заступилась. Повод это был, а не причина. Причиной было горячее желание в кого-нибудь пострелять и «свою верность революционному делу» доказать.

С Нечаевым ее связывали дружеские отношения. Вот как она описывает свою встречу с ним в своих мемуарах:

Засулич: Я ведь очень мало знаю и очень хочу что-нибудь делать для дела. Я не верю, чтобы из этого именно вышла революция, но, ведь, я и ни какого другого пути не знаю; я все равно ничего не делаю и буду рада помогать, чем только смогу.
Нечаев: Так по рукам, значит?
Засулич : По рукам.
Нечаев : Я вас полюбил…
Засулич : Я очень дорожу вашим хорошим отношением, но я вас не люблю
Нечаев : Насчет, хорошего отношения, это — чтобы позолотить пилюлю, что ли?
Я не ответила. Он поклонился и вышел. Недоумение, в которое привел меня последний эпизод, как-то стерло, разбавило силу чувства, вызванного предыдущим разговором, и я, походивши еще немного по комнате, улеглась на диван и тотчас же заснула».

Вера Ивановна в дальнейшем станет членом РСДРП в его меньшевистском изводе. Ленин будет Веру Ивановну очень любить, хотя и не будет с ней согласен в теоретической части.

«Она была по внешности чистокровная нигилистка, грязная, нечесаная, ходила вечно оборванкой, в истерзанных башмаках, а то и вовсе босиком. Но душа у неё была золотая, чистая и светлая, на редкость искренняя. Засулич обладала и хорошим умом, здоровым, самостоятельным. Она много читала, и общение с ней было очень привлекательно».

Тихомиров Лев Александрович «Тени прошлого. Воспоминания»


Закончим портрет. Вера Ивановна Засулич была не особо умной, но горячей и увлекающейся натурой, решившей с чего-то, что она может двумя выстрелами из револьвера чего-то кому-то доказать и русский народ на борьбу с царским режимом поднять.

В действительности ее теракт был только помешиванием ложкой в киселе мозга тогдашних революционно-либеральных активистов. Народу на ее «героическую» деятельность было плевать. Это очевидно из сценки, описанной ею же самой в мемуарах, в которых она поминутно расписывает свое покушение.

«На несколько минут нас оставили в стороне [с арестовавшими ее солдатами], и солдаты начали перешептываться.
— И где это ты стрелять выучилась? — шепнул он [один солдат] потом над самым ухом.
В этом, «ты» не было ничего враждебного, — так, по мужицки.
— Уж выучилась! Не велика наука, — ответила я также тихо.
— Училась да не доучилась, — сказал другой солдат — плохо попало-то [солдат оказался прав: Трепов выжил]!
— Не скажи, — горячо возразил первый, — слыхать, очень хорошо попала, — будет ли жив!..»

Ах, Вера, Верочка! На что ты потратила свою жизнь, свое чувство и большое горячее сердце? На умение стрелять из «бульдога».Бедная, глупая девчонка!

Покушение на генерал-губернатора столицы Федора Федоровича Трепова
Илья Носов
Илья Носов
Задать вопрос
6 декабря 1876 г. состоялась демонстрация молодежи на площади у Казанского собора в Петербурге. В процессе демонстрации был арестован студент А. С. Боголюбов.

13 июля 1877 г. в дом предварительного заключения в Петербурге приехал градоначальник Трепов. Во дворе ему на глаза попались трое заключенных, в том числе и Боголюбов. Поравнявшись с Треповым, они сняли шапки и поклонились. Обогнув здание, Боголюбов с товарищами вновь встретился с Треповым, но второй раз решил уже не здороваться. Однако Трепов закричал: «Шапку долой!» — и сделал движение, намереваясь сбить с головы Боголюбова шапку. Студент отшатнулся, и от резкого движения шапка свалилась с его головы. Большинство видевших это решили, что Трепов ударил Боголюбова. Раздались крики, стук в окна. Тогда Боголюбова прилюдно было приказано сечь на глазах у всех заключенных. Весть о случившемся быстро облетела весь Петербург. Поползли слухи, что Боголюбову дали не 25 розг, а секли до потери сознания.

5 февраля 1878 года (по новому стилю) Вера Засулич, пришедшая под видом подательницы прошения в приемную петербургского градоначальника Федора Трепова, выстрелила в него, благодаря чему и вошла в историю. По мнению, особенно популярному в последнее время, покушение и судебный процесс Засулич, где присяжные оправдали террористку, стали тем поворотным пунктом, которые сделали революционный терроризм легитимным в глазах русского общества. А значит, согласно предложенной логике, именно отчаянный шаг террористки-одиночки открыл ту воронку, в которую засосало Россию в 1917 году.

Засулич сделала только один выстрел и немедленно бросила пистолет. Она не стала проверять, был ли выстрел смертельным. Сейчас сложно сказать, было ли это сознательным решением. На суде она объясняла, что не ставила целью убить Трепова. Ей важно было, чтобы он получил любое наказание за свои приказы. После мгновенного шока Засулич повалили на пол и сильно избили, однако дальше никто не знал, что с нею делать — ни у кого не было опыта обращения с женщиной-террористкой.

Жизнь Веры Засулич после судебного процесса
Ростовцев
Ростовцев
Задать вопрос
На следующий день после освобождения Засулич приговор был опротестован, полиция издала циркуляр о поимке Веры Засулич. Она была вынуждена спешно скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швецию.

В 1879 она тайно вернулась в Россию и примкнула к группе активистов, сочувствовавших взглядам Г.В. Плеханова. В 1880 году Засулич вновь была вынуждена покинуть Россию, что спасло ее от очередного ареста. Она уехала в Париж, где действовал так называемый политический Красный Крест – созданный в 1882 П.Л. Лавровым зарубежный союз помощи политическим заключенным и ссыльным, ставивший целью сбор средств для них. Находясь в Европе, сблизилась с марксистами и в особенности с приехавшим в Женеву Плехановым. Там в 1883 году приняла участие в создании первой марксистской организации русских эмигрантов – группы "Освобождение труда". Засулич переводила труды К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык. Кроме того, Засулич сама много писала. В свое время были известны такие ее работы, как "Руссо", "Вольтер", "Очерк истории международного общества рабочих", "Элементы идеализма в социализме". Значительная их часть издана в двух томах.

Засулич став первой российской женщиной, свершившей терроритический акт, впоследствии отказалась от прежних взглядов, пропагандировала идеи марксизма, отрицала террор.
Русский анархизм
Когда появился анархизм в России
Что такое анархизм?
Идеи анархизма
Анархисты и либералы
Анархизм: свобода, равенство, братство
Идеология анархизма
Оцените статью