Верховный суд Японии выступил за разделение религии и государства

Новости

Верховный суд Японии постановил, что правление города Наха (префектура Окинава) нарушило Конституцию освободив конфуцианский храм от платы за пользование землей: такое решение нарушает принцип разделения религии и государства.

Речь идет о конфуцианском храме, который был построен потомками кланов Кумэ в районе Кумэмура города Наха рядом со столицей Сюри государства Рюкю в XVII веке. Клан Кумэ пришёл из Китая в конце  XIV века, а в течение следующих 300 лет обучали японцев навыкам мореходства, а также основам кораблестроения. 

В ходе Второй мировой войны выстроенный китайцами храм был сожжен, но после окончания войны был возведен новый в другом районе Окинавы, где объединенная ассоциация потомков Кумэ, владела землей. В скором времени мэр города соответствующим городским указом освободил храм от уплаты ежегодной арендной платы за землю (54 300 долларов). В дальнейшем, когда Наха-Сити планировал расширить городской парк в районе Кумэ, ассоциация обратилась в администрацию города с ходатайством о переносе храма в расширенную парковую зону. И в 2013 году, получив разрешение города, ассоциация перестроила храм в новом месте.

В 2014 году житель города Наха подал иск, утверждая, что решение города не взимать арендную плату с конфуцианского храма, а значит, бесплатно пользоваться общественной землей, нарушило конституцию страны.

Конституция Японии гласит: «Государство и его органы должны воздерживаться от проведения  религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности»

Статья 20. Свобода вероисповедания гарантируется всем. Ни одна религиозная организация не может получать никаких привилегий от государства и не может осуществлять никакой политической власти. . . .

Статья 89. Никакие государственные деньги или иное имущество не должны расходоваться на содержание какого-либо религиозного учреждения или объединения не находящихся под контролем государственной власти.

Конституция Японии (1946) установила принцип разделения религии и государства. Пункт 1 статьи 20 и статья 89 гласят следующее

В 2010 году по аналогичному делу, когда городские власти разрешили синтоистской святыне пользоваться землей безвозмездно, Верховный суд постановил, что подобное решение властей города нарушает Конституцию Японии. Тогда при рассмотрении дела принцип разделения религии и государства в соответствии с Конституцией Японии обсуждался главным образом в отношении синтоистской веры. По данным ассоциации синтоистских святынь:

Синтоизм — это коренная вера японского народа и является нечто большим, чем религия. Включает в себя идеологию, устои и систему жизненных принципов.  

В этих делах есть некоторые различия: синтоизм , это своего рода религия, а конфуцианство рассматривается, как этико-философское учение, разработанное Конфуцием (553—480 до н. э.) На основании этого, защитники утверждали, что конфуцианские храмы нельзя считать религиозными сооружениями и ожидали, что Верховный суд будет решать, является ли конфуцианство религией в Японии или нет. Но суд не стал вникать и принимать к рассмотрению заявление об отсутствия факта принадлежности конфуцианство к религии, но обратил внимание на религиозные аспекты конфуцианского сооружения, отметив, что главное здание храма, привлекает множество верующих, подобно буддийскому храму или синтоистскому святилищу. Кроме того, храмовники проводили ежегодную церемонию по случаю дня рождения Конфуция, и процесс, в ходе которого вызывают дух Конфуция, является религиозным актом.

Местное самоуправление города и ассоциация, которые участвовали в качестве заинтересованных сторон, утверждали, что его историческая ценность, значение и доход, как туристического места покрывают расходы связанные с отсутствием арендной платы. Однако суд не учел историческую ценность, поскольку ассоциация восстановила храм в 2013 году, и он не является точной копией оригинала. Более того, храм не был зарегистрирован как общественный памятник. Поэтому суд постановил, что значение храма как туристического места не может служить основанием для бесплатного использования земли.

Оцените статью