Когда я начинал интересоваться русской экономической историей, то открытия мои были не очень приятными, хотя и ожидаемыми. Меня не интересовали жизнеописания князей, бояр, дворян или их великие подвиги. История на этот счёт — весьма продажная. Меня так же не интересовали разные популярные или менее известные сказания и всякие “Слова о полку…”: текст обычно пишется людьми, а человек смертен, притом смертен внезапно. А внезапно никому не хочется.
Поэтому единственным реальным документом должно было стать такое историческое письмо, кое никому в жизни не пришло бы в голову подделывать ни ради каких целей. И вот именно такого письма, честного, на Руси не оказалось. Почему?
Не все из вас знают о существовании промежутка в русской истории, который был позднее назван “безмонетным периодом”. На Руси какое-то время не ходили монеты. Денег железных не было. Были другие деньги, типа беличьих шкурок, своеобразных раковин каури, а монет не было. Вот, историки теряются в догадках, почему на Руси в 12-14 веках не было монет. Это как раз последняя треть Средних веков.
Надо сказать, что мы в нашем сегодня не представляем себе быт Средних веков. Надо сказать, что мы в нашем сейчас вообще мало чего себе представляем, и нам кажется, что та среда обитания и общения, та экономическая и технологическая среда, в которой мы живём сейчас, — она была всегда такой же. Как ребёнку кажется, что его родители, бабушки и дедушки были всегда такими, как ребёнок их застал после рождения: большими и умными. И нам трудно понять, почему люди в Средние века на Руси не изготавливали себе монет. А те древние люди в монетах просто не нуждались. Вот, почему.
Деньги возникают, придумываются людьми тогда, когда обмен бартерный начинает создавать трудности в экономике. Чтобы у экономики начались трудности, нужен экономический рост. Экономический рост — это увеличение производства и потребления товаров. И если ничего этого в социуме нет, то и денег в социуме тоже нет. Люди производят мало и исключительно для себя. Лапти тут же, на месте изготовления, меняются на пеньку. Никаких монет не надобно.
Именно по причине товарной мизерности экономики славянские\русские Средние века нам почти не оставили письменных документов об экономике. Экономический быт скуден был на Руси. И вы не встретите нигде в источниках указаний на то, что некий князь в свободное от потасовок время занимался селекцией крыжовника. Не княжье это дело.
А купцы на Руси отсутствовали по причине того, что возить по округе и перепродавать было нечего. А земледельцы были заняты исключительно земледелием, и дай бог им удачи, ибо урожайный год на полбу был один из десяти. Я всё же нашёл крохи из никем не написанной экономической истории Руси.
Таки да, история русской экономики вкраплена в не относящихся к официальной истории документах в виде разных вскользь брошенных упоминаний, и этих данных оказалось немного числом, например, у Гумилёва Льва и у Милова Леонида…
Когда я писал мою первую книгу, я выяснял, чем же на Руси питались люди в 12-16 веках по тогдашним пищевым технологиям, основу которых должны были составлять продукты земледелия, скотоводства, рыбной ловли, охоты. И выяснил, разумеется. Открыл ожидаемое и неприятное. И вы откроете. Читайте хотя бы тех двух авторов, которых я здесь назвал.
Но перенесёмся в наше время, к другим авторам. К братьям Стругацким и к их эпопее “Трудно быть богом”. Очень много написано о цели, которую ставили перед собой или достигли Стругацкие этой прозой. Это было свободное художественное исследование бытия диктаторских режимов. Как возникают диктатуры? Что лежит в их основе? Можно ли что-то сделать, чтобы диктатура прекратилась? Даже не “как это сделать”, а есть ли шанс, вообще.
И вот, мы внутри романа, и оказываемся прямиком в Средневековье местечка Арканар. Картинка, разумеется, сильно ужата и утрирована. Нам дают понять, что в Арканаре заправляет ночной кардинал Рэба, а король там — для отвода глаз. Нравы в Арканаре самые живодёрские: книгочеев и алхимиков Рэба изводит под корень! Приличному человеку некуда податься, и из Арканара убегают последний лекарь.
Титушки дона Рэбы круглосуточно бражничают и охраняют сивушные бурдюки от таких же титушек, а при случае грабят в тёмных углах редких прохожих. В городе нет ни плотников, ни кузнецов, ни конюхов, ни крестьян, нет ремесленников как класса. Их всех разорили и убили, а оставшихся мастеровых титушки загнали за колючую проволоку. В городе только титушки.
И у главного положительного героя сказки, у красавца дона Руматы, присланного Высшей цивилизацией в Арканар с научной целью, возникает вопрос: что я, по здешним меркам — Бог, могу научно сделать для арканарского народа? Озолочу. Пропьют. Дам им чудесные технологии. Не сумеют воспользоваться, ибо неграмотны. Убью дона Рэбу. А здесь все — доны Рэбы. Всех не перебьёшь. Сжечь Арканар, эту язву планеты? Запросто. Бог может сжечь.
Но там, внизу, живые люди. И у Бога, оказывается, нет выбора, кроме как тривиально, не по божески, но по человечьи пойти в рукопашную на чёрных подручных Рэбы. И Рэба торжествует. Торжествует Рэба, а Бога, снизошедшего до своего телесного естества, смачно убивают.
В ситуации, когда все люди являются отродясь грабителями и убийцами, помочь им ничем нельзя. Стругацкие не знают, что тут делать. И эта пустота на месте готовых решений Пленума ЦК КПСС, отсутствие вариантов продвижения социума от диктатуры к светлому коммунистическому будущему остались с братьями навсегда. И с вами — тоже.