Что такое проект «Один пояс, один путь». Как КНР берет под контроль положение в Евразии

Шелковый путь кнр Новости

Проект Один пояс, Один путь является главным стратегическим проектом КНР. У него многоцелевое назначение, связанное с экономическими, геополитическими, идеологическими и военными задачами. Фактически, это проект создания Евразии — единого экономико-политического пространства под контролем КНР. К 2027 году, по прогнозам Morgan Stanley, инвестиции в Пояс и Путь достигнут 1,3 триллиона долларов.

О каких задачах идет речь?

а) Создание взаимно дополняющих инфраструктурных систем — морских портов, железных дорог, аэропортов, газопроводов, сетей мобильной связи, предприятий добывающей промышленности и т.д., с тем, чтобы создать общий евро-афро-азиатский рынок с населением 4,5 млрд человек. Причем, рынок этот будет находится под мощным влиянием Китая, контролирующего ряд стратегически важных участков инфраструктуры, скажем, порт в Шри Ланке, находящийся по управлением китайцев, или мобильную связь в Бирме можно быть выключить, нажав кнопку в Пекине. Таким образом, речь идет не только об экономическом, но и о политическом проекте огромного значения, что должно осознаваться в рамках растущего соперничества США и КНР.

б) В рамках этого противостояния следует понимать и ряд других китайских идей. КНР хочет обезопасить свой экспорт в Азию и Европу, и доступ к ресурсам региона с помощью сухопутных коммуникаций, на тот случай, если ВМС США перекроют морские коммуникации Китая. С другой стороны, порты, которые строятся в рамках системы Пояс и Путь, являются портами двойного назначения, гражданского и военного.

в) Система Пояс и Путь призвана связать развивающиеся внутренние провинции Китая с мировыми рынками, спрямив путь для китайских товаров (до сих пор торговля велась из экспортно-ориентированных приморских провинций Китая, но КНР так же стремиться выровнять дисбаланс и развить внутренние провинции).

 

г) Система Пояс и Путь является альтернативной американским планам глобального рынка и ТТП (Транс-тихоокеанского партнерства). В условиях, когда изоляционист Трамп свертывает эти проекты, значение Пояса и Пути усиливается, в качестве китайской системы глобального рынка.

д) Китайское правительство, связанное с системой т.н. «политического капитализма», как это иногда называется в современном мире, противостоящего либеральному капитализму, вынуждено поддерживать легитимность авторитарного правительство с помощью высоких темпов экономического роста. А.Ланьков отмечает, что при росте ниже 6 процентов, согласно прогнозам китайских аналитиков, КНР угрожает революция или бунты. Темпы роста уже ниже 6 процентов (с высокой вероятностью). Пояс и Путь является формой стимулирования экономики КНР, обеспечивая занятость большому количеству рабочих и специалистов, участвующих в строительстве. Поэтому режим КНР опасается свертывания проекта.

е) Проект имеет большое идеологическое значение для КНР, понимаемое в рамках противостояния с США и в рамках накачки китайского национализма — как еще одного способа обеспечения легитимности режима КНР. Отказ от проекта чреват идеологическими вызовами, как вовне КНР (став сигналом его ослабления), так и внутри КНР и внутри партии, в смысле КПК, это может поставить под удар авторитет главы КПК императора Си.

По всем указанным причинам свертывание Пояса и пути в обозримом будущем маловероятно. Вместе с тем, экономические выгоды этого проекта не ясны в настоящее время. Из-за активной роли государства, идеологических и военно-политических соображений вырастают экономические риски и угроза экономически необоснованных решений. В Китае уже есть города-миллионники, построенные для стимулирования экономики, которые стоят пустые, повиснув огромными долгами на экономической машине КНР. Некоторые крупные порты, созданные КНР рамках Пояса и Пути, не окупаются, повторяя судьбу этих городов. По мере замедления темпов роста экономики КНР и нарастающей нестабильности (рост число забастовок) возможно все, что угодно.

Оцените статью
Добавить комментарий