Гибель «Максима Горького» — металлического колосса СССР

Истории
Великий самолёт Советского Союза "Максим Горький" погиб из-за особенности, погубившей в России массу великих начинаний.

Руководил строительством Туполев. Работала целая могучая группа авиаконструкторов. В том числе и Петляков, мощно выручивший нас во время войны своим простым и надёжным самолётом Пе-2. Много кто ещё. Самый большой в мире самолёт построили в Воронеже. Механизм его отлично справился с испытаниями.

Восемь моторов разгоняли в небе этого металлического колосса. Тут было уникальное устройство планера от будущего главного конструктора ЦАГИ Николая Беляева. Штучное электронное оборудование, созданное Амо Егиазаряном, много позже — лауреатом Сталинской премии и первым директором будущего НИИ автоматики имени Духова. Была там, в числе прочего, автономная электростанция и репродуктор, видимо, тоже на тот момент самый большой в мире.

Гибель "Максима Горького" - металлического колосса СССР
«Максим Горький» над Красной площадью 7 ноября 1934 года

История с гибелью достаточно известная. «Максим Горький» должен был войти в московское небо с сопровождением — справа и слева шли другие машины. Благин, бывший за штурвалом одной из них, сделал то, о чём писала «Красная Звезда»

Лётчик товарищ Благин, проявив опасную удаль, создал аварийную внештатную ситуацию в небе, преступное озорство товарища Благина обернулась падением обеих машин и гибелью их экипажей”.

Это был 1935-й год:

  • Заложен самый большой в мире ледокол «Иосиф Сталин».
  • Принято решение об установке звёзд на башнях Кремля.
  • Пущена первая линия московского метро.
  • Создан Тихоокеанский флот СССР.
  • Образовано физкультурное общество «Спартак».
  • Принят Генеральный план реконструкции Москвы, согласно которому начато строительство канала имени Москвы, Парка культуры и отдыха имени Горького, Сельскохозяйственной выставки (будущей ВДНХ).
  • В августе Алексей Григорьевич Стаханов выполнил 14 норм угледобычи за смену, вырубив больше ста тонн, через несколько месяцев сёстры-ткачихи Виноградовы за смену вместо 8 станков работали на 216-ти. Пущен первый советский электропоезд.

Что был этот самолёт для нас? Был ли он так нужен? Его огромная птичья тень легла бы на столицу, и сквозь титанический репродуктор разнеслось бы «всё выше и выше», и печатный станок, вмонтированный Егиазаряном прямо в корпус, изготовил и разбросал бы десятки тысяч листовок, и те разлетелись бы над городом будущего, как первый снег, легли бы на речную воду, зацепились бы за деревья и ограды, а после были бы сорваны дворниками и сожжены в печах. И, казалось бы, на этом всё. Но не так, однако, просто.

Ведь то был не практически бесполезный самолёт, а летающий храм, футуристическая винтокрылая София, изделие, произведённое той же частью души, что и византийские базилики. Ведь у базилик и впрямь нет никакой практической пользы.

Война затмила навсегда ту печальную историю с крушением «Максима Горького». Это не закончилось легко для его создателей. Туполев, Архангельский, Петляков, Егиазарян и немало ещё людей попали под следствие и были осуждены. Начальник ЦАГИ Харламов, допустивший эту ситуацию в целом, был позже расстрелян.

Гибель "Максима Горького" - металлического колосса СССР
«Максим Горький» над Красной площадью 7 ноября 1934 года

Самолёт этот изображён на рельефе на Новодевичьем кладбище. Видно, насколько он был прекрасен. Это ведь упала целая наша мечта. Но нам не привыкать к крушению мечты за последние времена. Увы, не привыкать.

Катастрофа

Трагедия случилась в погожий майский день 1935 года. Задача была простая — «покатать» членов семей конструкторов и передовиков производства над Москвой. Так и агитационный материал отснимут, и хороших работников поощрят. Полёты в то время для обычных людей всё ещё были в диковинку, и передовики явились на мероприятие в приподнятом настроении, с жёнами и детьми.

В злосчастном полёте участвовали три самолёта — «Горький», вертлявый истребитель И-5 и разведсамолёт Р-5, с которого велась киносъёмка. Истребитель был нужен для контраста, на его фоне и без того огромный АНТ-20 смотрелся бы и вовсе непобедимым исполином. Но в процессе полёта произошло непоправимое: И-5 принялся крутить сложные фигуры вокруг «Горького», не справился с управлением и протаранил крыло гиганта.

Ошибка была в каких-то десятых долях секунды, но этого хватило. АНТ-20 завалился и вошёл в крутое пике. Резкая нагрузка разломила фюзеляж на части, которые упали на дачный посёлок «Сокол». Один из коттеджей уничтожило полностью, два других сильно повредило. Погибли все находившиеся на борту «Горького» и пилот И-5 — общее число жертв вплотную приблизилось к полусотне человек.

Оцените статью