Первая конституция, политический кризис и радикализм в Афганистане

Саурская революция Истории

С первых же дней своего прихода к власти правительство Амануллы приступило к осуществлению политики, которая положила начало экономическим и общественным процессам в стране, связанным с переходом от докапиталистических к буржуазным классовым отношениям. Именно в годы правления младоафганского режима (1919 -1929 гг.) предпринимаются попытки ликвидации феодального наследия, создания в стране собственной фабрично-заводской промышленности, направления бюджетных средств, поступавших в результате проведения новой налоговой политики, в сферу производства и ускоренного накопления капитала национальным купечеством.

Конституция Афганистана и восстания против реформ Амануллы-хана

Среди большого количества реформ, объявленных Амануллой (всего их было 64) и неходивших прежде всего из необходимости удовлетворения социальна-экономических нужд помещиков и национального купечества, которые привели его к власти, а также расширения социальной базы своего режима, наиболее значительными явились:

  • провозглашение безусловной частной собственности на землю ее свободной купли и продажи,
  • расширение государственного сектора почти во всех отраслях афганской экономики.

В 1923 г. была принята первая в истории страны Конституция, заложившая основы буржуазного государства. Она запретила рабство, провозгласила неприкосновенность собственности и жилища, равенство подданных перед законом и другие гражданские права. Одновременно были предприняты попытки ослабить влияние духовенства в сфере права и быта, укрепить армию и реформировать госаппарат.

Однако как экономические, так и социально-политические нововведения Амануллы не получили широкой поддержки различных слоев населения, так как они не только не улучшили положение масс, но и увеличили степень их эксплуатации и обнищания и прежде всего разорявшегося крестьянства. В результате постоянно вспыхивали стихийные восстания.

Афганский эмир Аманулла-хан и председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин. Фото 1928

Не поддержал реформ и нарождающийся класс буржуазии, немногочисленный и политически не подготовленный к тому, чтобы воспринять проводимую правительством политику как свое дело. В этих условиях широким недовольством народных масс воспользовались противники режима Амануллы — ханы племен, крупные феодалы-помещики и высшее духовенство, чьи интересы были ущемлены в ходе буржуазных преобразований.

Обострило обстановку и стране и активное вмешательство все внутренние дела в этот период английского империализма, не желавшего мириться с фактом существования на границах Британской Индин независимого Афганистана во главе с реформаторским правительством Амануллы, К тому же правящие круги Великобритании, которых не устраивал дружественный характер советско — афганских отношений, всячески стремились использовать афганскую территорию как очаг средоточения басмаческих банд и плацдарм для нападения их на районы советской Средней Азии.

Политический кризис в Афганистане

С середины 20-х годов в Афганистане стал назревать политический кризис, обусловленный чрезмерным радикализмом некоторых реформ, отсутствием у Амануллы достаточно широкой социальной базы и надежных воинских частей. В 1928 г. при поддержке консервативной оппозиции и империалистической агентуры в стране вспыхнул антиправительственный мятеж под руководством Бачаи Сакао (таджика по национальности), приведшие к свержению в начале 1929 г. младоафганского режима Амануллы. В этой связи необходимо отметить, что руководители мятежа искусно использовали стихийный протест широких масс афганского крестьянства, на чын плечи пало основное налоговое бремя объявленных правительством реформ, а также нерешенность национального вопроса, в частности противоречия между основным населением Афганистана — пуштунами и угнетенными национальными меньшинствами (таджики, узбеки н др.), населявшими северные части страны.

Захвативший власть ставленник консервативных сил Хабибулла Калакани по прозвищу Бачае Сакао стремился к созданию теократического исламского государства, он отменил все реформы Амануллы и развязал средневековый террор против национально-патриотических сил. Однако после девятимесячного правления Бачае Сакао был свергнут бывшим военным министром Мухаммедом Надиром, который, придя к власти, создал первую династию, просуществовавшую до 1970 г. Сформировавшийся в ходе этих событий буржуазный правящий блок расправился со сторонниками Амануллы и составил основу государственной власти Афганистана, фактически не менявшуюся в течение пяти последующих десятилетий.

НАДИР-ШАХ (фа­миль­ное имя На­дир-хан) Му­хам­мед (9.4.1883, Дех­ра­дун – 8.11.1933, Ка­бул), ко­роль Аф­га­ни­ста­на (с 1929), из ди­на­стии Ба­рак­зай.

Политика правительства Надир-шаха получила отражение конституции 1931 г., которая сохранила монархическую форму правления, позиции духовенства в области просвещения и права и обеспечила племенной знати прямое участие в деятельности центральных и местных органов власти. Конституция не предусматривала свободы слова, печати и права созданная политических партий. В то же время в целях предоставленная возможностей доступа к политической власти представителем феодально-помещичьего класса и национального купечества конституцией допускалось создание некоторых парламентских институтов, таких, как выборный орган — Народный совет с совещательными правами в области законодательства, Что касается основной массы афганского населення, то его участие в политической жизня страны оказалось фактически запрещенным многочисленными оговорками конституции и четырехступенной системой выборов в Народный совет.

24 июня 1931 г. между СССР и Афганистаном был заключен Договор о нейтралитете взаимном ненападении, который обязывает обе стороны не допускать существования на своей территории групп, враждебных другой сторон.

Для экономической деятельности правительства Надир-шаха была характерна тенденция к развитию капиталистических отношений в промышленности с сохранением в деревне полуфеодальных отношений. При этом расчет делался на внутренние источники накопления, что приводило к централизации национального торгового капитала и созданию торговых акционерных обществ.

Расширение советско-афганских отношений

Развитию национальной экономики Афганистана способствовало также расширение советско-афганских экономических связей. В 30-х годах в Афганистане при участии государственного капитала был построен ряд предприятий легкой промышленности, некоторые из них при помощи СССР. Именно в эти годы начинает складываться афганская промышленная буржуазия, возникает фабричный пролетариат, было положено начало развитию профессионального и высшего образования, закладываются основы Кабульского университета, давшего впоследствии Афганистану многих видных демократов и революционеров.

В 30 — 40-е гг., т, е. в период правления сына Надир-шаха Мухаммеда Захир-шаха, в Афганистане формировалась крупная по местным масштабам торговая буржуазия, расширялся внутренний рынок, начался некоторый перелив капиталов из торговли в промышленность. Однако тесные связи с помещиками и монопольное положение в сфере внешней торговли ограничивали прогрессивные возможности крупной буржуазии, а хищническая эксплуатация крестьян торгово-ростовщическим капиталом, разорение ремесленников и мелкой буржуазии усиливали социальную напряженность.

Хотя Афганистан не являлся участником второй мировой войны, нарушение внешнеторговых связей тяжело сказалось на состоянии его полуфеодального хозяйства и положении масс. Экономические трудности афганского правительства и поиски внешней помощи способствовали проникновению в страну американского империализма, что катализировало общественные противоречия. В конце 40-х — начале 50-х гг. они проявились в развитии оппозиционного, буржуазно-демократического движения, отразившего недовольство трудящихся, мелкой и средней буржуазии, а также интеллигенции политикой крупного торгового капитала и отсутствием конституционных возможностей влиять на государственный курс.

Оппозицию возглавили в последующем известные общественно-политические деятели Г. П. Ульфат, А. Р. Бенава, А. Махмуди, Н. М. Тараки, М. Г. Губар, Б. Кармаль и др., среди которых были и деятели «младоафганской эпохи». Подъему борьбы благоприятствовали внешние факторы — разгром фашизма Советским Союзом и усиление революционных сил в Европе и Азии, победоносное завершение в 1947 г. национально-освободительной борьбы народов Индии, развертывание с конца 40-х гг. антианглийской и антишахской борьбы в Иране.

  • Оппозиционные элементы требовали расширить конституционные права народа и усилить роль парламента, пропагандировали необходимость создания политических партий, высказывались за запрещение членам королевской семьи входить в правительство, критиковали бюрократию, призывали ограничить права крупных компаний, обеспечить гарантии личности и частной собственности.
  • Во второй волне борьбы за демократию уже выделилось два подхода: либерально-буржуазный и революционно-демократический. Представители второго, и среди них Нур Мухаммед Тараки, впервые подняли вопрос об улучшении условий труда рабочих, начали разговор о причинах бедственного положения крестьянства и ремесленников.
  • Идеи радикального крыла демократов и острая критика общественных пороков объективно звали к борьбе, они возмущали общественное мнение, сеяли зерна социального протеста. Не случайно, что в 1949 г. состоялась одна из первых забастовок рабочих; в апреле 1950 г. был создан руководимый Бабраком Кармалем Союз студентов Кабульского университета; в 1952 г. вспыхнули бунты среди крестьян Хазараджата. В том же году в Кабуле состоялась первая антиправительственная демонстрация интеллигенции, которая закончилась массовыми арестами.

На волне социального протеста правительство возглавил дальновидный политик, двоюродный брат Захир- шаха Мухаммед Дауд. Находясь на посту премьера и министра обороны (1953-1963 гг.), М. Дауд значительно продвинул страну по пути национального капитализма. В эти годы началось планирование экономического развития, расширились позиции государственного сектора в промышленности и торговле, увеличилась численность рабочего класса и интеллигенции. Правительство М. Дауда провозгласило принцип неприсоединения к военным блокам, а в 1954 г. подписало первое соглашение с СССР о технико-экономическом сотрудничестве. Советский Союз стал оказывать систематическое содействие афганской экономике.

В целях противодействия империалистическому нажиму Афганистан начал осуществлять с 1955 г. сотрудничество с СССР в военной сфере. Советская помощь в модернизации афганской армии и подготовке офицерских кадров стала важным средством укрепления суверенитета Афганистана.

Государственно-капиталистические мероприятия кабинета М. Дауда способствовали развитию производительных сил, особенно в инфраструктурной сфере, однако их дальнейший рост сдерживали полуфеодальные государственные институты и отсталые производственные отношения в деревне. Попытки же реформировать аграрный строй сверху наталкивались на противодействие правого крыла королевской семьи, тесно связанной с крупной буржуазией, высшим духовенством и Западом. В 1963 г. М. Дауд, получивший в буржуазной печати титул «красный принц», был вынужден уйти в отставку.

Мохаммад Дауд возглавил военный переворот и сверг монархию

Рост общественных противоречий и частичные изменения в организации государственной власти создали условия для подъема политической борьбы. На первый план выдвигались задачи демократизации общественной жизни и наполнения конкретным социальным содержанием прав, декларированных в третьей конституции от 1964 г. Главную роль в новой волне борьбы за демократию, как и прежде, играла интеллигенция, которая за предшествующие 10 лет значительно выросла количественно, заметно размежевалась социально идейно.

Ее буржуазно-либеральная часть поддержала умеренное реформаторство короля, а революционно-демократически настроенное крыло встало в оппозицию, требуя более радикальных изменений в обществе. Среди «радикалов» возникли кружки и группы широкого идеологического спектра: марксистские, промаонстские, социал-демократические, националистические и др. В 1964 г. часть офицеров создала в войсках тайную «Армейскую революционную организацию» с целью свержения монархии и ускорения развития страны с помощью убогих реформ.

1 января 1965 г. по инициативе Н. М. Тараки несколько кружков, занимавшихся изучением марксистско — ленинской теории, объединились в нелегальную Народно-демократическую партию Афганистана (НДПА). Она явилась наследницей традиций афганского демократического движения и стала первой в истории Афганистана политической партией общенационального масштаба, выражавшей интересы рабочего класса и всех трудящихся. В своей первой программе, принятой в 1966 г., партия поставила вопрос о переходе власти от помещичье-буржуазных и бюрократических кругов к национально-демократическому правительству, действующему в интересах широких народных масс, включая рабочих, крестьян, ремесленников, интеллигенцию, национальную мелкую и среднюю буржуазию.

В течение первых двух лет своего существования НДПА претерпела несколько расколов, породивших крайне сложную проблему единства революционных сил Афганистана. Наиболее крупными организациями, выступавшими под названием НДПА, являлись «Хальк» («Народ») во главе с Н. М. Тараки и «Парчам» («Знамя») во главе с Б. Кармалем. В течение десяти лет (1967—1977 гг.) между ними велась острая борьба за лидирующее положение в демократическом движении. Предательскую, провокационную роль в этой борьбе играл Х. Амин, близко стоявший к Н. М. Тараки. Волевой, хитрый и коварный интриган он хорошо знал как сильные, так и слабые стороны основателя НДПА, Безудержно стремясь к власти, Х. Амин будет долго идти к своей цели за спиной Н. М. Тараки, пока не сочтет, что настала пора отбросить ненужное прикрытие.

Расколы в НДПА ослабили партию, но не привели к ликвидации революционной демократии.

В 1969 г. при поддержке исламских кругов ряда арабских стран, Пакистана и американских спецслужб в Кабуле возникло организационное ядро блока правых реакционных сил по типу партии «Братьев мусульман». На рубеже 60 — 70-х гг. в Афганистане возникает острый общественно-политический кризис:

  • в борьбу вступает молодой рабочий класс;
  • резко повышается активность интеллигенции;
  • идеологические противоречия проникают в армейскую среду и госаппарат;
  • обостряется национальный вопрос;
  • проявляется консервативная роль парламента, ставшего оплотом традиционалистских кругов;
  • увеличивается приток в страну иностранных капиталов;
  • возрастает влияние Запада на внешнеполитический курс Афганистана.

«Братья мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун») — реакционная организация консервативной мусульманской ориентации, террористическая по методам своей деятельности. Выражает интересы полуфеодально-клерикальных кругов. Располагает широкими связями с аналогичными течениями в других странах Востока, получая поддержку со стороны международной реакции, оперирующей «исламскими» лозунгами. Имеет сильное влияние на социально-отсталую массу трудящихся города и деревни.

Кто такие «Братья мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»)

Положение народных масс в начале 70-х гг. значительно ухудшилось в результате небывалой засухи, В политической борьбе возросла роль силовых факторов, обозначились опасные симптомы сползания к гражданской войне. В связи с тем, что права, провозглашенные конституцией, в значительной мере были ограничены монархом, правящая династия попала под перекрестный огонь критики как прогрессивных, так и консервативных кругов. Участились нападки лично на короля М. Захир-шаха, которого в экстремистских исламских кругах стали называть «слугой двух господ», т. е. Востока и Запада.

Эмблема реакционной организации

«Братья мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»)

В условиях возросшей политической нестабильности в военных кругах сложилась организованная М. Даудом антимонархическая коалиция из сторонников НДПА, а также патриотически и националистически настроенных офицеров. 17 июля 1973 г. они свергли монархический строй и провозгласили создание республиканского режима. С этого времени стержнем политической борьбы в стране становится выбор пути дальнейшего общественного развития.

Поддержка республики организациями НДПА и участие сторонников партии в высших органах государственной власти дали М. Дауду возможность в первый период осуществить ряд прогрессивных мероприятий: устранить от власти часть бюрократической верхушки, компрадорской буржуазии и консервативного духовенства, расширить позиции госсектора в экономике, улучшить положение рабочего класса, принять закон о земельной реформе, призванный создать правительству социальную опору в деревне из сельской буржуазии. Однако классовый характер власти и личность.

М. Дауда как националистического и буржуазного деятеля бонапартистского типа не позволили режиму выйти за пределы государственно-капиталистической политики, реформировать политическую систему, укрепить союз с революционными силами и создать объединенный демократический фронт.

Советско-афганские отношения в республиканский период в целом развивались по восходящей линии. За счет советских займов и кредитов обеспечивалось около половины капитальных вложений по планам социально-экономического развития Афганистана, Кроме того, выгодный характер советской помощи, не связанной какими-либо политическими условиями, позволял афганскому правительству добиваться уступок в сфере экономического взаимодействия с Западом. Большое международное значение имел и «демонстрационный эффект» нашего сотрудничества с южным соседом как образец сосуществования государств с различным политическим строем, великой державы и развивающейся страны.

M. Дауд сохранил основы политики неприсоединения, однако стремился скорректировать место Афганистана в противостоянии Восток-Запад на основе принципа «равноудаленности», пытался внести в систему международных связей республики дополнительный баланс за счет расширения отношений с Ираном, арабским миром и другими развивающимися странами. Он также искал пути нормализации афгано-пакистанских связей. В эти годы заметно увеличилась поддержка правых сил страны со стороны ЦРУ, реакционных арабских режимов. Ирана и Пакистана. Они опасались возможности возобладания в руководстве Афганистаном членов НДПА и изменения внешнеполитической ориентации этой страны.

С первых дней существования республики экстремистские группировки «Братьев мусульман» вели в увеличивающихся масштабах подрывную антигосударственную деятельность как в городах, так и в сельской местности, готовили позиции для вооруженного выступления против режима М. Дауда в «зоне племен» на границе с Пакистаном. Несколько крупных заговоров и восстаний было подавлено властями, после чего их центр переместился на территорию Пакистана.

К 1978 г. в нескольких лагерях здесь было подготовлено около 5 тыс. «бойцов исламского сопротивления», составлявших авангард «джихада» («джихад» — священная война против неверных). Уже в этот период в руководстве оппозиции возникли разногласия по вопросам тактики и стратегии «исламской революции» применительно к Афганистану, и на этой почве началось организационное оформление нескольких исламских партий. Наряду с такими известными в стране представителями высшего звена теологов и духовенства, как С. Муджаддеди, Б. Раббани, М. Наби (Мухаммади) и С. Гиляни, в борьбу за лидерство в исламском движении вступил Г. Хекматьяр, не имевший духовного сана и выражавший скорее интересы мелкой буржуазии афганского общества.

C 1975 г. под давлением правых элементов в правительстве, исламской оппозиции, а также империалистических кругов и их региональных союзников М. Дауд перешел к открытым гонениям на сторонников прогрессивных взглядов, Один за другим из правительства, учреждений и армии удалялись члены НДПА. Правовую основу его авторитарной политики создала четвертая конституция Афганистана, принятая в 1977 г. Она лишала НДПА и другие полулегальные партии права на существование в политической системе республики и устанавливала однопартийную систему во главе с президентской Партией национальной революции. Не предусматривались также возможности создания профсоюзов и других общественно-политических организаций, издания негосударственной прессы, образования выборных органов власти на местах.

Распадание антимонархической коалиции и перерождение власти в режим личной диктатуры ускорили процесс воссоединения фракций НДПА «Парчам» «Хальк». Это произошло летом 1977 г., причем входивший в состав ЦК «Хальк» Х. Амин противодействовал полному объединению двух фракций. В результате нелегальные военные организации фракций продолжали существовать раздельно, а их финансовые средства не были слиты в единую кассу. Таким образом, организационное воссоединение НДПА было неполным.

В последний год правления М. Дауда политическая работа НДПА среди интеллигенции, трудящихся и в госаппарате усилилась. Создались новые объединенные партийные организации в Кабуле и провинциях. Численность партии стала возрастать (к началу 1978 г. НДПА насчитывала около 20 тыс, членов). Рядом с НДПА формировались рабочие, молодежные, женские и другие организации, На некоторых предприятиях были созданы нелегальные зародыши профсоюзов — кассы взаимопомощи рабочих, делались попытки развернуть агитационную деятельность среди крестьянства. Однако большая часть усилий партии направлялась в армию, где обе фракции имели, по некоторым данным, сколько 3 тыс, сторонников.

Начавшаяся консолидация прогрессивных сил вызвала тревогу и растерянность в правящих кругах, повлекла за собой обострение обстановки. Возросла активность правоэкстремистских группировок, увеличилось число политических и уголовных преступлений. Среди значительной части интеллигенции н студенчества распространялось разочарование режимом, неверие в его способность вывести страну из затянувшегося политического и экономического кризиса. Усиливались голоса недовольных жесточайшей цензурой печати, повсеместным насаждением официозных идеологических установок, повальной слежкой за инакомыслящими, В общественных кругах все чаще высказывалась мысль, что республиканский переворот не привел к устранению от власти кучки привилегированных семей, а лишь изменил форму их господства.

По мере нарастания предреволюционного кризиса обострялся национальный вопрос. Демократические и промаонстские организации с преимущественно непуштунским составом своих членов требовали покончить с «пуштунской диктатурой» и создать на территории Афганистана федерацию республик. Партия «Афганская нация», наоборот, выступала за присоединение к Афганистану пакистанских пуштунов и образование на этой основе «Великого Пуштунистана» от р. Аму-Дарья и до р. Инд. Группировки «Братьев мусульман» открыто не поддерживали местных националистов и находились с ними в доктринальных противоречиях, так как ислам исходит из универсальной для всех мусульман общины — «умма» и необходимости сплочения всех правоверных независимо от их национальных различий. Но на тактическом уровне взаимодействие между ними осуществлялось, Националистическая пропаганда, расшатывая режим, вместе с тем усиливала межнациональную рознь, что мешало образованию единого демократического фронта всех прогрессивных сил.

Умма — Согласно Корану, религиозная община мусульманУмма играла важную роль в развитии религиозно-политической практики ислама. Например, с уммой связана религиозно-политическая традиция, заключающаяся в особой форме передачи власти в мусульманской общине. Мусульманская Умма — это совокупность мусульман, живущих во всем мире в настоящее время, а также чувство причастности к истории ислама, унаследованной от прошлого. Умма не является какой-либо частной исламской культурой, хотя вес арабского элемента всегда был в ней особенно велик. Скорее, Умма — это семья взаимно совместимых, обладающих общим насле­дием и дополняющих друг друга культур, принадлежащих мусульман­ским народам, населяющим множество стран.

Что такое мусульманская Умма

На национальную ситуацию заметное влияние оказывали внешние силы. Так, националисты на афганском севере поощрялись промаоистскими организациями в осложнении обстановки вблизи советской границы, в стремлении затормозить формирование единой авангардной партии путем противопоставления преимущественно пуштунской НДПА непуштунским группировкам. Среди хазарейского населения действовали различные иранские духовные лидеры и тайная политическая охранка иранского шахского режима (САВАК), использовавшие шиитское вероисповедание этой народности для укрепления позиций Ирана в Афганистане. На пограничные пуштунские племена востока негативное влияние оказывали спецслужбы Пакистана, США и ФРГ.

Военный переворот в Афганистане

Сильным толчком для дальнейшей поляризации явилось осуществленное реакционерами 17 апреля 1978 г. убийство видного деятеля НДПА М. А. Хайбара. Его похороны вылились в многотысячные трехдневные демонстрации. Правительство ответило на это подготовкой судилища над прогрессивными элементами: состав лялись списки неблагонадежных, усилилась координация действий с посольствами западных стран в Кабуле, в столицу стягивались войска, 26 апреля по распоряжению М. Дауда начались аресты руководителей НДПА по обвинению в нарушении конституции, запрещавшей деятельность политических партий.

Это свидетельствовало о глубоком кризисе режима, его переходе к полной ликвидации левой оппозиции. 27 апреля в действие вступили военные организации НДПА и ее союзники в вооруженных силах. На этом этапе подготовки и в ходе вооруженного восстания вновь проявил себя Х. Амин, который стоял на позициях путчизма и уже с середины 70-х гг. требовал от Н. М. Тараки немедленного свержения М. Дауда. Общая линия на революцию между бывшими фракциями НДПА была согласована еще в начале 1978 г., однако вопрос о времени начала восстания оставался открытым. В руководстве партии существовали разногласия относительно оценки степени зрелости всех объективных и субъективных предпосылок для революционного переворота. Пользуясь тем, что лидеры НДПА Н. М. Тараки и Б. Кармаль были арестованы.

X. Амин взял на себя ответственность за отдачу приказа о вооруженном выступлении, Правомерность и своевременность этого решения — вопрос дискуссионный и пока слабо изученный. Крупный просчет, а может быть, и запланированная провокация заключалась и в том, что, приводя в действие механизм переворота, он не обеспечил одновременность и согласованность выступления обеих военных организаций — «Хальк» н «Парчам», в результате чего между ними имели место столкновения, приведшие к жертвам.

Решающий вклад в успех восстания внесли танковые подразделения, руководимые М. А. Ватанджаром. Важную роль сыграли также квалифицированные и эффективные действия летчиков во главе с А. Кадыром. Созданный этими офицерами Военный революционный совет (ВРС) объявил о начале национально-демократической революции, обеспечил освобождение из тюрьмы лидеров НДПА и организовал относительно бескровное разоружение и подавление некоторых воинских частей, оставшихся лояльными правительству. Сам М. Дауд отказался от предложения сдаться и погиб. После провозглашения Демократической Республики Афганистан и образования ее высшего органа власти Революционного совета во главе с Генеральным секретарем ЦК НДПА Н. М. Тараки (одновременно он стал премьер- министром) ВРС сложил свой полномочия, Решение о передаче военными всей власти партии было принято на состоявшемся 30 апреля Пленуме ЦК НДПА.

Апрельские события явились следствием острого политического кризиса, создавшегося к концу правления М. Дауда.

В апреле 1978 г. логика политической борьбы выдвинула на авансцену общества Народно-демократическую партию, на долю которой выпало решение невыполненной М. Даудом задачи привести организацию политической надстройки в соответствие с потребностями экономического базиса, т. е. совершить военный переворот в Афганистане. Далее предстояло с помощью социально-экономических реформ осуществить перестройку производственных отношений и обеспечить ускорение темпов общественного развития на базе роста производительных сил, т. е. совершить социальную революцию. Из объективных характеристик базиса вытекала возможность буржуазной демократической революции, но афганскую буржуазно характеризовала раздробленность, она не имела крепких политических организаций и не была готова к «своей» революции, Гегемоном революции не мог стать и молодой афганский пролетариат, поскольку он еще только складывался в «класс для себя», не обладал достаточной степенью сплоченности и опытом политической борьбы.

Т-54 близ Площади Пуштунистана, апрель 1978 года

Социальная база апрельской революции в Афганистане и ее движущие силы представляли собой конгломерат трудящихся, полупролетарских, мелкобуржуазных слоев и прогрессивной интеллигенции, заинтересованных в радикальном изменении материальных условий своего существования, а также в демократизации общественной жизни. Руководство этим блоком не буржуазной, а НДПА с ее ориентацией на интересы народа и всей нации придавало революции национально-демократический характер. В объем ее целей входили и буржуазные задачи, имея в виду демократизацию общества и использование возможностей местного капитализма для преодоления отсталости. Но они к этому не сводились, а шли дальше в направлении радикального переустройства общества на принципах социальной справедливости.

Антиимпериализм революции в Афганистане непосредственно не был связан с задачей ограничения влияния монополий, поскольку доля частных иностранных капиталов в афганской экономике была невелика. Он преимущественно определялся необходимостью укрепить суверенитет Афганистана, предотвратить возможность превращения этой страны в зависимый от США и их региональных партнеров элемент глобальной стратегии империализма, направленной против СССР и миролюбивых сил Азин.

Антифеодальное содержание апрельской революции в Афганистане не могло являться определяющим, поскольку феодальный строй как система уже распался под влиянием товарно-денежных отношений, а его остатки превратились в составной зле- мент утвердившегося в стране торгово-ростовщического капитализма. В условиях Афганистана, где существовали тесное переплетение различных укладов, размытость классовых границ и нечеткость идеологических платформ, от революционной власти требовалась точность хирурга, чтобы, отсекая омертвевшие или больные социальные ткани, не задеть жизненно важные артерии и здоровые органы.

К апрелю 1978 г. по объективным показателям для национально-демократической революции афганское общество было достаточно «зрелым». Сложнее обстояло дело с субъективными факторами, имея в виду степень готовности масс к действию снизу и наличие у них зрелого политического авангарда. Тяжелое материальное положение подавляющего большинства афганского народа само по себе выполняло революционизирующую роль, однако неграмотность, религия, традиции, авторитет государственной власти и другие факторы серьезно сдерживали политическую активность масс. Наиболее разбуженными были различные прослойки интеллигенции, особенно ее молодежная часть, городская мелкая буржуазия и фабрично-заводские рабочие; традиционно высокий уровень социальной активности отличал мусульманское духовенство. Деревенские низы до осознания противоположности своих интересов с власть имущими еще не поднялись: в течение 50-х — 70-х гг. в стране не наблюдалось массовых крестьянских выступлений.

Осуществлявшаяся организациями НДПА в предреволюционный период борьба за массы безусловно способствовала мобилизации общественного мнения в пользу глубоких преобразований, включая сферу политической надстройки, однако работа партии ограничивалась преимущественно несколькими городскими центрами и до сельских низов не доходила. На деятельности партии негативно сказывались отсутствие и ограничение демократических свобод, в том числе права создавать профсоюзы трудящихся, условия военного положения в республиканский период, сильные элементы сектантства в отношении союзов и коалиций с другими общественными силами, а также недостаток опыта легальной деятельности.

В результате к апрельской революции НДПА подошла без широкой массовой базы и глубоких корней в общественном сознании, недостаточно окрепшей идейно и организационно. Десятилетний период острых разногласий между «Хальк» и «Парчам» наложил на партию серьезный негативный отпечаток. Но, несмотря на это, она представляла собой наиболее организованную и влиятельную силу общества.

Хотя совокупность субъективных факторов апрельской революции была слабой, вооруженное свержение правительства в апреле было неотвратимо:

  • во-первых, режим М. Дауда пошел на ликвидацию НДПА,
  • во-вторых, существовала реальная опасность переворота со стороны правых кругов, связанных с империализмом США и реакционными мусульманскими силами в регионе.

Восстание 27 апреля предотвратило приход к власти в Афганистане клерикальной оппозиции и развитие событий по типу исламской (1979 г.) революции в Иране. НДПА предстояло, опираясь на исторический опыт своей страны, при непременном учете местных особенностей и соотношения сил на мировой арене, и в частности, в юго-западном регионе Азни, начать по тщательно взвешенному плану реализацию своей политической и социальной программы. Весьма важно было определить зоны совпадающих интересов трудящихся и национальной буржуазии, найти пути вовлечения в революционный процесс афганского крестьянства, привлечь к сотрудничеству с властью различные группы интеллигенции и патриотическое крыло мусульманского духовенства.

Афганистан: исторический путь к революции

Чем отличается движение «Талибан» от «ИГИЛ»

Как знаменитые пещеры Тора-Бора стали непреступной крепостью

Оцените статью