Афганистан: исторический путь к революции

Истории

Многим людям земли до весны 1978 г. Афганистан представлялся чуть ли не государством с другой планеты. Внешнее восприятие этой древней и красивой страны, ее гордого народа наиболее наглядно для того времени отражалось в расхожей журналистской шутке, что Афганистан нужно искать где-то там на географической карте, «где остановилось время».

Уже одно то, что именно апрельская революция, совершенная на афганской земле в 1978 г. под руководством Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), выдвинула Афганистан на авансцену международной жизни, что вот уже десятки лет, как стрелка индикатора общественного интереса к этой стране находится на предельной отметке, говорит о значении этого события, о необычности его для судеб страны и региона.

В самом деле, мало кто мог ожидать, что в такой экономически отсталой стране может произойти революционный переворот, который положит начало национально-демократическим преобразованиям. Мало кто верил, что в этом изолированном обществе с суровыми мусульманскими законами и обычаями могут не только выжить, подняться к политической активности, но и взять в свои руки бразды правления страной молодые силы, которые бросят вызов средневековому мракобесию и призовут народ к воплощению идеалов социальной справедливости и прогресса. И уж совсем мало кто мог поверить в жизненность начатых преобразований, в долголетие революции.

А она, эта апрельская революция в Афганистане, уже столько лет жила и боролась в прямом смысле слова не на жизнь, а на смерть. Десятки лет НДПА вела корабль революции, и без того перегруженный балластом экономической отсталости и политической индифферентности населения, своими собственными крупными ошибками, недостатками и внутренними противоречиями, через коварные смертоносные широты затянувшейся необъявленной войны, навязанной афганскому народу империализмом и местной реакцией.

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ АФГАНИСТАНА — ре­во­люционно-де­мо­кра­тическая пар­тия, на­хо­див­шая­ся у вла­сти в Аф­га­ни­ста­не в 1978-1992 годах (в 1990-1992 годах под названием Пар­тия Оте­че­ст­ва — «Ва­тан»). НДПА про­воз­гла­ша­ла сво­ей це­лью по­строе­ние в Аф­га­ни­ста­не об­ще­ст­ва, сво­бод­но­го от уг­не­те­ния и экс­плуа­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. В 1967 году рас­ко­ло­лась из-за раз­но­гла­сий по так­тическим во­про­сам и лич­но­го со­пер­ни­че­ст­ва ме­ж­ду ру­ко­во­ди­те­ля­ми на 2 груп­пи­ров­ки: ра­ди­каль­ную «Хальк» («На­род», ли­дер Та­ра­ки) и уме­рен­ную «Пар­чам» («Зна­мя», ли­дер Кар­маль). Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), декларировавшая марксистко-ленинские принципы. К апрелю 1978 года НДПА лишь немногим уступала по численности партии большевиков к началу 1917 года, причем состояла она из образованных интеллектуалов и военных, контролировавших многие армейские части.

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ АФГАНИСТАНА

И, наверняка, не выдержать бы этому кораблю большой волны и открытого моря, если бы тогда:

  • не своевременная интернациональная помощь советского народа,
  • не выработанный политической мудростью афганского руководства новый курс революции на национальное примирение,
  • на многопартийность в политической системе и коалиционность в решении общегосударственных вопросов.

В международном же плане 14 апреля 1988 г., когда в Женеве были подписаны соглашения о политическом урегулировании вокруг Афганистана, тогда у миролюбивых людей на планете появилась надежда на восстановление мира на афганской земле. Появилась уверенность и у советских людей, что к 15 февраля 1989 г. (т. е. к установленному сроку полного вывода ограниченного советского воинского контингента) вернутся наконец к родным очагам долгожданные воины-интернационалисты. И хотя реализация женевских договоренностей тоже не простой вопрос и едва ли следует ожидать моментального завершения процесса национального примирения, значимость их находило все больше понимания у афганского населения и среди тех, кто поначалу отвергал его. Потому что тогда понимали, только политика, направленная на прекращение братоубийственной борьбы, в состоянии создать отвечающий традициям и устремлениям афганского народа механизм управления страной с участием всех без исключения сил, искренне озабоченных ее судьбой.

Только такой, подлинно национальный подход, отвечает интересам, сложных этапов афганской революции, Думается, «афганский феномен», как иногда называют апрельскую национально-демократическую революцию 1978 г., будет еще долгие годы объектом пристального внимания и анализа политиков и исследователей, поскольку при всех трудностях и неровностях ее осуществления (да и бывают ли вообще «легкие» революции) она как бы заново высветила традиции революционной демократии страны, обнажила самые чувствительные нервы современной социально-политической жизни афганского общества и постаралась дать практические ответы на самые злободневные вопросы этой жизни.

История Афганистана свидетельствует о том, что этой древней и издавна населенной стране пришлось пережить нашествия и воинов Александра Македонского, и арабских завоевателей, и орд Тамерлана и Чингисхана. Многие десятилетия за земли, населенные афганцами, вели между собой ожесточенную борьбу династия Великих Моголов, правившая в Индии, и династия Сефевидов, господствовавшая в Иране. Однако попытки сменявших друг друга завоевателей захватить земли Афганистана всякий раз терпели провал.

СЕФЕВИДЫ — это династия шахов, правившая в Иране в 1501-1736 гг. Династия Сефевидов получила свое прозвание по имени родоначальника — шейха Сефи ад-дина (1254-1334), который возглавлял в Ардебиле суфийско-дервишский орден, называвшийся по его имени Сефевийа. Он пользовался огромным авторитетом как мюршид (наставник) среди своих многочисленных мюридов из всех слоев населения, и слава о его святости вышла далеко за пределы Ардебиля. При его приемниках число последователей ордена еще больше возросло. Сам шейх Сефи ад-дин был, по-видимому, суннитом, но потомки его приняли шиизм, который в то время был широко распространен в народе.

Кто такие СЕФЕВИДЫ?

Афганское государство как таковое появилось здесь только в 1747 г., когда вождь крупнейшего афганского племени дуррани Ахыад-шах, опираясь на воинственные пуштунские племена юга, создал империю Дуррани, Столицей ее стал Кандагар, а с 1774 г. — Кабул, В начале XIX в. Дурранийская держава распадается на ряд независимых владений, что создало благоприятные условия для политики колониальной экспансии Англии, продвигавшейся сюда из Индии. Стремясь использовать афганские земли в качестве плацдарма для последующего продвижения в Среднюю Азию, британский империализм дважды в течение XIX в, пытался оккупировать Афганистан и присоединить его к своим владениям в Индии.

Благодаря самоотверженной борьбе народов, населяющих Афганистан, Англия не смогла превратить его в свою колонию, хотя афганские правители были лишены права самостоятельно осуществлять внешнюю политику, что серьезно затормозило развитие Афганистана. Англии удалось навязать Афганистану разграничение по так называемой «линии Дюранда», в результате чего значительная часть территории на востоке страны, населенная пуштунскими племенами, была включена в 1893 г. в состав Британской Индии (афганское правительство до сих пор не признает «линию Дюранда» в качестве государственной границы, считая ее наследием колониального прошлого).

По-иному складывались у Афганистана отношения с Россией, которая в течение многих столетий развивала торговые и политические связи с государственными образованиями, находившимися на афганской территории. Будучи заинтересована в расширении торговли и обеспечении безопасности своих караванных путей в Азии, Россия неоднократно вступала в дружеские контакты с афганскими правителями, ее дипломатия пристально следила и противоборствовала попыткам Англии расчленить афганское государство на несколько вассальных ханств и превратить его территорию в антирусский военный плацдарм.

В свою очередь все афганские эмиры проявляли заинтересованность в получении поддержки со стороны России, противостоявшей колониальным притязаниям Англии. В 1907 г., в преддверии первой мировой войны, Англия и Россия пошли на урегулирование своих противоречий в Афганистане и ряде других стран. Это было межимпериалистическое соглашение, в соответствии с которым Россия, в частности, признавала Афганистан «вне сферы своего влияния» и обязывалась осуществлять свои политические отношения с ним через посредничество британского правительства. Однако по настоянию России в соглашение был включен ряд выгодных для афганского государства положений. Например, Англия заявляла, что она «не имеет намерения изменять политический статус Афганистана», принимает обязательство «не аннексировать и не оккупировать какой-либо части этой страны, не вмешиваться в ее внутреннее управление».

В конце XIX в. развитие товарно-денежных отношений привело к зарождению в афганском обществе первых очагов капиталистического уклада. Важнейшей предпосылкой этого явились политическое объединение страны при эмире Абдуррахмане (1880- 1901 гг.), стабилизация ее внешних границ и вовлечение в систематический международный товарообмен. Возникшее тогда афганское государство (фактически в современных границах) было восточной феодальной деспотией.

Деспотия (по-гречески неограниченная власть) — это форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю — наследственному монарху, правящему при посредстве сложного военно-бюрократического аппарата; деспотии характерны для большинства древневосточных государств (Египет, Ассирия, Вавилония, Персия, Индия, Китай и др.). Восточная деспотия – основная черта, которая характеризует государственный многих государств Востока. Этот термин означает неограниченную власть одного главы государства. Причина, по которой образовалась восточная деспотия, заключается в том, что в древних странах достаточно долго сохранялась поземельная община и частная собственность на землю длительное время не получала развития.

Что такое деспотия? Что такое восточная деспотия?

В начале XX в. в стране зарождается национально патриотическое антибританское и антидеспотическое движение младоафганцев, явившееся предтечей нарождавшейся идеологии национальной буржуазии. Возникновение этой оппозиции совпадает по времени с русской революцией 1905 г., с волной национально-освободительных революций в Турции, Иране и Китае, с подъемом антиколониальной борьбы в Индии, ростом недовольства среди феодальных крестьян и ремесленников Афганистана, антибританскими восстаниями пуштунских племен на границе с Индией.

Младоафганцы выступали за национальную независимость, ограничение власти змира, расширение светского образования, развитие национальной промышленности и торговли

За что боролись младоафганцы?

Представители афганских демократов вынашивали планы осуществления реформ и введения конституции, развития торговли и промышленности, национально-патриотического сплочения народа под знаменем ислама для борьбы с Англией. Многие из них были расстреляны или закончили свою жизнь в тюрьме, В первой мировой войне Афганистан соблюдал нейтралитет, хотя дипломатия Германии и Турции предпринимала большие усилия, чтобы склонить его к выступлению против Англии и России.

Победа рабочего класса и крестьянства в России в 1917 г. создала благоприятные условия для мощного развития национально — освободительного движения в странах Востока, в том числе в Афганистане. Великая Октябрьская социалистическая революция парализовала возможности вмешательства империалистических государств, прежде всего Англии, в дела Афганистана, провозгласившего 28 февраля 1919 г. свою независимость.

Независимость Афганистана была завоевана под руководством младоафганского правительства во главе с эмиром Амануллой, представлявшим прежде всего интересы так называемых повых помещиков и национального купечества.

Важным условием победы афганского народа в борьбе с английским колониализмом стала морально-политическая и материальная поддержка со стороны Советской России, которая искренне приветствовала восстановление полной государственной независимости Афганистана.

  • 27 марта 1919 г. советское правительство первым в мире официально объявило о признании независимости и суверенитета Афганистана,
  • 10 июня 1919 г. между РСФСР и Афганистаном были установлены дипломатические отношения.
  • Молодая Советская Республика, несмотря на собственные трудности, голод и разруху, безвозмездно предоставила Афганистану миллион рублей золотом, несколько самолетов и другую помощь.

Равноправные советско-афганские отношения были закреплены в Договоре о дружбе, заключенном 28 февраля 1921 г. В подготовке его принял личное участие В. И. Ленин. В одном из своих посланий эмиру он прозорливо писал, что «установлением постоянных дипломатических отношений между двумя великими народами откроется широкая возможность взаимной помощи против всякого посягательства со стороны иностранных хищников на чужую свободу и чужое достояние».

Читайте также: Чем отличается движение «Талибан» от «ИГИЛ»

Оцените статью