«Хуцпа — способ толкования Талмуда»

Союз еврейских полисменов Мнения

(Из примечаний переводчика)

«Союз еврейских полисменов» Майкла Чабона эта книга наводящая на размышления. Посвящена она нереализованному в 1940-ом году плану американского Биробиджана — «Проекту Слэттери» по созданию колонии для еврейских беженцев на Аляске. В реальности автора, эта утопия была осуществлена, а вот сионистский проект потерпел неудачу, но на выходе мы все равно получили нечто вроде Израиля, но не в пустыне, а за полярным кругом. Место ссылки, обитатели которой чувствуют себя временщиками.

Тяжелый климат, убогая архитектура, бескультурье, о науке и образование ни слова, но надо полагать, что ничего выдающегося в этой сфере не наблюдается. Полный портрет Эрец-Исраэль за парой важных исключений. 1) Поселение на Аляске это автономия, поэтому никаких этнических чисток и внешнеполитических авантюр там не наблюдается (За исключением напряженных отношений с индейцами и собственно сюжета книги). 2) Колония имеет ярко выраженный ашкеназский характер, ее основной язык идиш, восточных евреев тут нет (В оригинале книга и называется «Союз идишистских полицейских» ). Впрочем не обольщайтесь, русских евреев и здесь не любят.

И здесь стоит задать вопрос — почему еврейские государственные проекты всегда были недолговечные и всегда мало что давали человечеству(за исключением не выученных уроков, что не надо делать), в то время как живя среди других народов последователи иудаизма вносили значительный вклад во все сфера человеческой жизнедеятельности? Впору вспомнить анекдот об удобрении и куче компоста… Вероятно есть религии и культуры, которые могут существовать только в симбиозе с соседями, но не в отдельности.

Кроме того, есть известный феномен еврейского гения. Около четверти нобелевских лауреатов имеют еврейское происхождение, т.е. для евреев этот показатель ваше среднего по планете в 116 раз, причем речь не идет об Израиле (у него по нобелевским лауреатам показатели как у обычной западно-европейской страны). Но этот феномен ограничен США и Европы в пространстве, и двумя последними веками истории во времени.

 

Еще в конце 19 начале 20 века близкий к Бунду меньшевик Мартов (Цедербаум) говорил о евреях, как об отсталом народе (времена были неполиткорректные, люди свободно выражали свои мысли). Нигде за пределами евро-американского пространства последних двух веков, евреи не демонстрировали никаких особых научных, социально-культурных или политических достижений. Некоторые, как Хаздай ибн-Шапрут, становились министрами и советниками при дворах мусульманских владык, были и еврейские религиозные ученые, наподобие Рамбама или Бешта, или поэты, как Шломо Габироль, были видные еврейские негоцианты, но в целом никаких уникальных достижений евреи не демонстрировали в сравнении с другими народами.

Или все-таки это не так? Ашкеназское еврейство (народ, говоривший на идиш, народ Ид) демонстрирует пассионарный (социально-культурный) взрыв с 17-18 столетий. Украина, Польша, Литва и Беларусь, где проживает большинство этого народа, переживает необычный расцвет мистической религиозности, связанной с хасидизмом (и сабатианством).

Религиозная экзальтация, бхакти, глубокое погружение в любовь к богу, странное учение о множественности миров и реинкарнациях (совершенно не характерное для большинства авраамистов) широко распространяются среди ашкеназов. Сотни синагог-пагод, напоминающих буддистские храмы (указание на множественность миров?) покрытых изнутри рисунками, напоминающими мандалы, строятся в этих местах. Важным элементом этой новой секты, точнее сект, охвативших большинство говоривших на идиш евреев, становится учение Тикун ха-Олам, собирание вселенной. Оно подразумевает активную роль индивида в совершенствовании мироздания. Хасиды критикуют традиционную богатую верхушку еврейских общин.

Это встречает активное сопротивление у более традиционного рационалистического еврейства Литвы — миснагедов. Третье мощное течение, которое зарождается в то время среди евреев Западной Европы и распространяется в Восточной — Хаскала, еврейская версия европейского Просвещения.

Таким образом, восточноевропейское еврейство, говорившее на идиш, уже до начала интеграции в европейскую культуру в 19-20 вв, было кипящим котлом, охваченным множеством идейных и социальных противоречий.

В целом, книга порадовало мое темное сердце. Тут тебе и сионистских заговор, и приход Мессии со строительством Третьего храма, и кровавая гебня, и полицейский-еврей-индеец (Позвольте представится — «Инспектор Чунгачкук Моисей Соломонович»).

Оцените статью
Добавить комментарий