В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности с 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Это поможет снизить административную нагрузку на бизнес.
Теперь информация обо всех профилактических и контрольных мероприятиях будет отображаться в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Это значит, что любой предприниматель сможет узнать – с какой периодичностью будут осуществляться проверки в отношении его бизнеса.
«Новый реестр создаётся в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. В него будут включены все виды контроля федерального, регионального и муниципального уровней, а также их описание. Кроме того, в реестре будет указано, какие надзорные органы будут осуществлять конкретный вид контроля»
Какие произошли изменения в результате реформы контрольно-надзорной деятельности
- Оценку соблюдений требований действующего законодательства теперь могут проводить и независимые аккредитованные организации. Юридические лица и ИП смогут получить заключение, благодаря которому плановые проверки проводиться не будут.
- Новый закон позволяет контролирующим органам составлять документы в электронном виде, подписывать их электронно-цифровой печатью и направлять через портал Госуслуги. Бумажный документооборот при этом сохранится.
- Срок документарных и выездных проверок сократится с 20 до 10 рабочих дней.
- Решения проверок, произведенных с грубыми нарушениями, теперь можно отменить. Ранее под отмену попадали только результаты проверок.
- Введена мониторинговая закупка. Это некий аналог контрольной закупки, чтобы отправить товар или результат работ на экспертизу.
- Юридические лица и ИП должны обеспечить возможность доступа к себе инспектора в рамках инспекционного визита.
- Контрольные органы теперь могут обследовать общедоступные производственные объекты в рамках выездного обследования.
- Введен выборочный отбор проб образцов продукции для проверки соответствия обязательным требованиям законодательства.
- Отменены льготы по работе с онлайн-кассами и регистрации ККТ.
- Электронную подпись теперь можно получить в ФНС России.
- Сума выручки для обязательного использования карты «МИР» уменьшена до 20 миллионов рублей.
Какие бывают категории риска и сколько их
Прежде чем начать проверку контролирующий орган должен на основе оценки рисков причинения вреда отнести предпринимателя к одной из 6 категорий (ч. 1 ст. 23, ч. 2-6 ст. 25 Закона № 248-ФЗ):
- Чрезвычайно высокий риск — не менее одного и не более двух плановых контрольных мероприятий в год;
- Высокий риск — не менее одного в 4 года и не более одного мероприятия в 2 года;
- Значительный риск — не менее одного в 4 года и не более одного мероприятия в 2 года;
- Средний риск — не менее одного мероприятия в 6 лет и не более одного мероприятия в 3 года;
- Умеренный риск — не менее одного мероприятия в 6 лет и не более одного мероприятия в 3 года;
- Низкий риск – плановые контрольные мероприятия не проводятся.
КРИТЕРИЙ | КАК ПРИМЕНЯЕТСЯ |
---|---|
Тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям | На основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий. |
Вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) | С учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба), по различным видам объектов контроля с выделением характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба). |
Добросовестность контролируемых лиц | С учетом следующих сведений (при их наличии): реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и его предотвращению; наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля; предоставление доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам; независимая оценка соблюдения обязательных требований; добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности; заключение со страховой компанией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объект которого – имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения обязательных требований. Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивают за период от 1 года до 3-х лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены его деятельность или производственный объект, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля (ч. 4 ст. 48 Закона № 248-ФЗ). |
ВАЖНО! | критерии риска должны основываться на достоверных сведениях в соответствующей сфере деятельности и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска. |
Проверки бизнеса стали прозрачнее с 1 июля 2021 года
Предприниматели, зарегистрировавшиеся на новой платформе, не только будут знать, какие проверки их ожидают, но и смогут тщательно подготовиться к ним. Система предложит пошаговую инструкцию, с помощью которой можно:
- получить индивидуальный чек-лист для подготовки;
- найти необходимые нормативно-правовые акты;
- узнать обо всех изменениях в действующем законодательстве, касающихся направления деятельности;
- получить консультацию специалиста в чате личного кабинета платформы.
Елена Клименко, заместитель начальника Главконтроля.
Ожидается, что реформа полностью изменит как правила ведения бизнеса, так и порядок осуществления контроля. Акцент в таком подходе сделан именно на профилактические меры. Новые нормы позволят продолжить реализацию механизма «регуляторной гильотины», подразумевающий отмену всех неактуальных нормативных актов, а также снизить административное давление на предпринимателей. Москва как региональный координатор реформы контрольной и надзорной деятельности готова к реализации норм данного закона.
Как получить электронную подпись в 2021 году: изменения в 63-ФЗ
Как быстро зарегистрировать ИП онлайн через Личный кабинет индивидуального предпринимателя