«Виновен по подозрению». В киноленте превосходно показан весь сталинский ГУЛАГ на американский лад

Дума

Кинолента режиссёра Ирвина Уинклера, с Робертом де Ниро в главной роли, повествует об одном из самых мрачных периодов истории США — Эпохе Маккартизма.

После Второй мировой войны державы-победительницы занялись распилом планеты и стало понятно, что за отсутствием Третьего рейха они превратились к главных конкурентов. Требовалась идеологическая обработка населения своих стран, чтобы объяснить, чем плохи вчерашние союзники. В СССР героически боролись с космополитизмом, мировым сионизмом и американским империализмом, тогда как в Америке развернули наступление на коммунистов.

Жестокая борьба и «сталинские» репрессии

Численность компартии была довольно велика — до 100 тыс, и с ней были связаны многочисленные профсоюзы, поэтому список подозреваемых в коммунистической деятельности мог расти до огромных масштабов. В конце концов, никто не мог поручиться, что он ни разу в жизни не был на собрании, где присутствовала пара-тройка коммунистов, а это могло быть использовано для обвинения. Несколько тысяч людей подверглись преследованиям со стороны специальной комиссии Конгресса США и ФБР. Некоторых подозреваемых в коммунистической деятельности арестовали, большинство попало в черные списки, лишавшие их возможности трудоустройства. От людей требовали покаяния за участие в коммунистической деятельности и сообщения имен лиц, подозреваемых в оной деятельности — исполнивший это мог, таким образом, «очиститься от подозрений».

История, рассказанная Иривном Уинклером, печальна. Знаменитый режиссер (роль исполняет Роберт де Ниро) возвращается домой из Европы, пытается работать в Голливуде. От него требуют доноса, он не соглашается. Коммунистов он не любит (или безразличен к ним), но доносить на друзей, тем более не имеющих никакого отношения к компартии, не желает, и дело заканчивается попаданием в черный список. Герой Роберта де Ниро аполитичен. Для него это вопрос порядочности, а не политики.

В этом месте я слышу хор латыниных, заявляющих, что нельзя сравнивать Америку и ее врагов. В США людям в большинстве случаев грозило лишь увольнение с работы, в то время как в СССР требовалось признать, что ты являешься агентом сионистского Джойнта, после чего получить если не вышку, то 10 или 20 лет лагерей.

Но я не нахожу убедительными такие аргумента. С помощью вотэбаутизма («вы очерняете наших, а ведь у других вообще кошмар…») можно оправдать любой преступный режим. Например, в некоторых странах Африки процветает каннибализм, в то время как Сталин своих оппонентов все — таки не употреблял.

«Крым. Путь на Родину». Игровой «документальный» фильм о возврате полуосторова.

К тому же «легкость» наказания в США была относительной и кажущейся. Репрессии обрушились в значительной степени на американскую интеллигенцию. Немолодому актеру, профессору университета, педагогу или журналисту сложно было работать портовым грузчиком, да и там его могла настичь месть органов. А как, собственно, жить хроническому безработному? Надо же где-то снимать жилье, кормить семью… Поэтому люди бежали из страны или жили на иждивении родных, в чем тоже приятного мало.

И если вы думаете, что речь шла о настоящих членах компартии, то это заблуждение. Т.е, многие их них пострадали тоже, но наряду с ними репрессии обрушились на социалистов разного толка, умеренных либералов или на таких людей, как «коммунист рабочих советов» Пауль Маттик (известный сторонник автономных от государства органов самоуправления на заводах и прямого действия рабочих против капиталистов, человек, ненавидевший режимы Ленина и Сталина). Репрессии затронули и множество аполитичных личностей, вроде героев киноленты.

Сталингулаг на американский лад

Но дело не только в этом. «Назови имя, покайся…». В кино превосходно показан весь этот сталиногулаг на американский лад: омерзительный конвейер моральных истязаний, требования раскаяния и доноса, атмосфера страха, истерический поиск скрытых врагов, обвинения в том, что с 8 до 11 во вторник 13 февраля 7 лет назад ты посетил собрание каких-то общественников, на котором выступали 2 коммуниста, а 16 февраля посетил митинг противников ядерного оружия, следовательно, ты и сам сочувствуешь коммунистам…

С какого-то момента все это стало раздражать часть общества

В фильме ярко показаны колебания людей, оказавшихся в этой тяжелой ситуации. Герой Роберта де Ниро, в сущности, нормальный американец, при этом талантливый и трудолюбивый, у него есть интересная работа, хорошая зарплата, семья и ему почти безразлична политика. Всю жизнь он мечтал снимать кино, он это умеет, у него получается, ему предлагают выгодные контракты… все бы хорошо, но надо посотрудничать с негодями. Вот только он — не стукач по натуре. В какой-то момент его охватывает отвращение к начальству и ко всей ситуации. Пропадите вы пропадом, делайте со мной что угодно, а стучать не стану…

Все эти кампании с поиском скрытых врагов и репрессиями похожи друг на друга как капли воды. И совершенно неважно, за что преследуют людей, за критику ядерного оружия, социал-демократические идеи или на основании голословных обвинений в харасменте.

Глядя на современную харассмент-истерию, нападки на уже пожилого режиссера и актера Вуди Аллена, скандал с майкой астрофизика и т.п., начинаешь думать, что никто и никогда не застрахован от подобных вещей. Свобода слова — вещь редкая в человеческой истории и весьма хрупкая. А уж защитить человеческое достоинство от натиска государственной или корпоративной машины, даже претендующей на то, что она «самая свободная и демократичная в мире», бывает крайне сложно.

Оцените статью
Добавить комментарий