Почти в натуральную величину плакат под названием «Человек — индустриальный дворец» изображает человеческое тело как сложную машину, чудо индустриальной эпохи.

Кто такой Фриц Кан
Этот поразительный образ создан доктором медицинских наук Фрицем Каном, немецким гинекологом, который в 1920-х годах написал серию популярных книг под названием Das Leben des Menschen (Жизнь человека), в которых он стремится объяснить взаимодействие науки и медицины.
По словам Сьюзан Уилер, хранительницы гравюр, рисунков и исторических плакатов Медицинской библиотеки имени Харви Кушинга и Джона Хэя Уитни, книги Кана до недавнего времени были почти забыты, хотя и прославились в свое время своими подробными, новаторскими и эстетически приятными иллюстрациями. У него было стремление сделать идеи красивыми и доступными для понимания, — сказала она.
Сегодня Кан широко известен как пионер инфографики — использование образов и визуальных метафор для передачи информации и идей. Его часто упоминают в одном контексте с австрийцем Отто Нейратом, который примерно в то же время изобрел способ передачи данных с помощью пиктографических карт.

Самые известные работы они сделали в послевоенной Центральной Европе, во время социальных и политических потрясений, а также технологических и художественных инноваций. Это вызвало “взрыв новой эстетической формы”, именно так написали супруги Ута и Тило фон Дебшиц в своей книге 2013 года «Фриц Кан. Человек-машина». В введении к книге фон Дебшица мастер графического дизайна Стивен Хеллер сравнивает Кана с астрономом Карлом Саганом в его способности сделать науку доступной для обычного человека.

«Я как дизайнер считаю его иллюстрации важными вехами в развитии визуального изображения. Они делают сложные вещи простыми для понимания (а это – ежедневная борьба для каждого коммуникационного дизайнера, по крайней мере, так должно быть). Поэтому работы Кана сейчас чрезвычайно актуальны. Не только с точки зрения дизайна, но и вообще коммуникации, передачи информации»
Тило фон Дебшиц
«Искусство аналогии было сильной стороной Кана. Фриц Кан использовал любой визуальный трюк, который он мог довести до логического завершения: народного понимания»
Пятитомник «Жизнь человека» сделал Кана самым известным научно-популярным писателем Германии 1920-х годов. Удивительно сильный художник, он поручал другим воплощать свои идеи в иллюстрации.
Почему Фриц Кан (дедушка инфографики) бежал из Германии
Фриц Кан — немецкий акушер-гинеколог еврейского происхождения вынужден был бежать из Германии, когда нацисты захватили власть. Новый режим запретил и сжег его книги. Но некоторые нацистские авторы скопировали его работу и иллюстрации, добавляя главы о расовом превосходстве. Кан жил во Франции, США. В Америке Кан продолжал и врачебную практику, и издание научно-популярных книг. Он добился успеха во всем, и все же мечтал вернуться в Европу. Позже с помощью соотечественника немецкого еврея Альберта Эйнштейна получил разрешение на въезд в Швейцарию и Данию. Умер он в 1968 году, а его полезные и интересные труды стали забываться.
Два других плаката Кана, выставленные в медицинской библиотеке, столь же интересны, как и самый известный плакат «Человек, как Промышленный дворец». В одной из них оператор с телескопом и пультами управления показывает, как мозг приказывает пальцу нажать на дверной звонок. В другом — лабиринт камер, содержащих конвейерные ленты, резервуары для хранения и другие промышленные устройства, демонстрирующие циркуляцию крови и воздуха в теле человека.
Кто иллюстрировал работы Фрица Кана
Что интересно, в некоторых российских источниках приходилось читать, что Кан сам иллюстрировал свои книги. Ничего подобного. Несмотря на то, что его иногда называют «дедушкой инфографики», сам врач рисовать вообще не умел. Но зато умел хорошо составлять технические задания для иллюстраторов, с этим талантом тоже нужно родиться, медику найти общий язык с художниками ой как непросто.
Тем более, что художников было много и работали они в разных стилях. Кто-то был конструктивистом, кто-то — сюрреалистом, кто-то вообще коллажами баловался. Но в книгах они смотрятся удивительно органично, не выбиваются из общего восприятия.
В 2013-м году, к 125-летию со дня рождения неординарного просветителя, издательство Taschen выпустило трехкилограммовую книгу «Фриц Кан. Анатомия идеи: работа всей жизни пионера инфографики», где собраны подлинные тексты Кана и 350 иллюстраций к ним, а также факты о его жизни и творчестве.