Округ Вэньчжоу расположен на юге провинции Чжэцзян. Качество почвы в округе плохое, поэтому местные жители были в основном равнодушны к сельскому хозяйству. Была поговорка, что Вэньчжоу богат не почвой, а человеческими связями. Если выбирать между бедностью и миграцией, большинство жителей Вэньчжоу выберут последнее. Инициативность, мобильность и готовность идти на риск делают их настоящими бизнесменами.
Главной особенностью народа Вэньчжоу является его диалект. Его понимают только местные жители, а другие китайцы называют его “диалектом дьявола”.
Во время правления председателя Мао Вэньчжоу пришел в упадок. Поскольку уезд находился очень близко к Тайваню, центральное правительство решило не развивать там тяжелую промышленность. Бедные и предприимчивые вэньчжунцы разбрелись в поисках работы по всей стране.
Однако ситуация изменилась после открытия страны и начала экономических реформ в конце 1970-х годов. В Китае вновь стало активно развиваться частное предпринимательство.
И тут выяснилось, что народ Вэньчжоу имеет огромное преимущество.
- Во-первых, у них был коммерческий опыт. Во-вторых, у них была информация о спросе и предложении в разных регионах страны.
- В-третьих, у них была сплоченная диаспора, состоящая из родственников и земляков со своим родным языком, непонятным непосвященным.
Десятки тысяч людей Вэньчжоу начали путешествовать по Китаю, чтобы продавать товары и собирать заказы на производство. Чтобы не рисковать, они предпочитали иметь дело только с другими жителями Вэньчжоу. Так мигранты из Вэньчжоу стали мощной внутренней диаспорой в Китае.
В 1980-х и 2000-х годах иммигранты из округа Вэньчжоу заработали репутацию активных и успешных бизнесменов. В китайском языке появилось новое выражение — “Модель Вэньчжоу” (温州精神).
Так как же китайские мигранты из Вэньчжоу стали мощной диаспорой в Европе?
• Ориентация на внешние рынки и высокая мобильность. Мир вокруг нас-источник денег; те, кто остается дома, останутся бедными.
• Важность специализации и продаж. Вам нужно найти нишу, предложить низкую цену и заработать на объеме.
• Семья и корни превыше всего. Вы можете строить и поддерживать бизнес только с теми, кого хорошо знаете.