Top.Mail.Ru

«Текст: герой внутри смартфона»

Текст Культура

Фильм «Текст» режиссера Клима Шипенко оставил неоднозначные впечатления, которыми хочу поделиться. Сейчас, когда волна хейта по поводу эротической сцены с женой Харламова Кристиной Асмус поутихла, можно и порассуждать, что же несет нам этот сюжет.

Внимание: будут спойлеры, поэтому те, кто не смотрел фильм, читайте на свой страх и риск. 

Скажу сразу, главный герой Илья не вызвал у меня сколько-нибудь значимого сочувствия. Судите сами.

Молодой студент провалил экзамен и спорит со своей маменькой по поводу похода на дискотеку. На листке бумаги он рисует себя, связанного веревками: это отображение его внутренней сути, как погано и несвободно он чувствует себя в своей жизни. Мама всячески его щемит, телом закрывая путь к прекрасному дискотечному «Раю». Кстати, об отце героя нет ни одного слова, как будто его никогда и не было. Выходит, что мама растила его одна, вложила в него все надежды и морально конкретно давила. И все же когда он отталкивает мать и роняет ее на пол, это сразу вызывает не самые лучшие мысли о главном герое.

Затем он идет на дискотеку, где внезапно начинаются «маски-шоу» и его девушку арестовывают. Вместо того, чтобы адекватно пытаться ей помочь, Илья закатывает истерику, чем привлекает внимание мерзкого вертухая Петеньки. Он кидает Илье грамм на карман и его сажают в тюрьму на 7 лет.

Молодой человек, который не употреблял вещества, сидит от звонка до звонка, никакого УДО и прочего? Странно. В сцене прощания с зеками он достаточно мило с ними общается, так что можно предположить, что примерным парнишкой он все же не был.

Илья приезжает домой и узнает, что его мать умерла. Как и положено, он начинает люто нажираться, ведь дел других нет. Похороны он так и не организует и мать из морга не заберет. А на зачем? Есть дела поважнее. Кстати, понравились второстепенные герои: работник морга, мерзкая личность из ритуального агентства, соседка – сыграно и показано очень хорошо, прямо прозвучали все те слова, которые я слышала год назад в аналогичной ситуации.

Первым делом Илья идет доканывать свою подругу, «из-за которой» он сел. Она боится его и не пускает на порог (и правильно делает), говоря, что они расстались спустя 2 года после посадки. Какая эгоистичная особа. Не обслужила откинувшегося зека, пьяного вусмерть и потенциально опасного, который пришел не сочувствия попросить, а потыкать чувством вины.

Другу он тоже теперь в тягость, у него семья и все благополучно, он не готов заливаться водярой и слушать унылый треп (тоже редиска, нехороший человек).

Тогда нашему герою приходит гениальное решение: пойти потрындеть с говнюком, который его засадил! Уж этот-то точно проявит сочувствие и раскаяние! При этом оказывается, что Петя – барыга, он торгует стаффом прямо на улице у клуба, не помнит своих клиентов в лицо и вообще ведет себя, как раздолбай. В порыве гнева, после его неосторожных слов, Илья его убивает.

Честно: вот тут сочувствие кончилось вообще. В жизни всякое бывает, да, избил ты сильно человека, который тебе не мил, он лежит и не встает. Действительно положительный герой вызвал бы скорую, но нет. Он кидает Петю в канализацию. Да, Петя забрал у него 7 лет жизни. Но Илья забрал у него всю жизнь, всю до конца, навсегда. И за это ему теперь сочувствовать?

Илья забирает телефон Пети и начинает переписываться с его мамой (тоже ноль эмпатии, вообще не пойму, как можно так делать, ты только что убил ее сына, а теперь пишешь за него сообщения?

Линия с девушкой меня вообще охренила. Узнав, что она собирается делать аборт, Илья бросается в клинику и дописывает черновик сообщения Пети, где он просит ее оставить ребенка. Только если Петя сомневался и готов был дать ей выбор, Илья, напомню, убийца ее любимого мужчины, дает указание, пишет, что любит и они будут счастливы.

Он «спасает жизнь», а по факту просто влезает в матку чужой совершенно женщины, которую ненавидят родители ее покойного мужчины, у которой нет средств, обманом склоняя ее к деторождению. Как здорово и весело ей будет узнать, что ее любимый гнил в канализации, а она общалась с убийцей, и теперь она на всю жизнь – мать-одиночка. Класс! Уже один этот поступок, по-моему, достоин расстрела.

На этом Илья не успокаивается, он назначает ей свидание, в кафе смотрит, как она ждет, напомню, своего любимого мужчину (не зека-убийцу), представляет себя на его месте, потом идет веселиться в клуб (пока беременная девушка в полном непонимании беспокоится за отца своего ребенка, который не придет, потому что он мертв). Апогей эгоизма! 

Дальше он обворовывает труп Пети, делает себе доки, чтобы свалить за границу и пытается обмануть барыг. Но барыги не так глупы и шантажируют его, так что сделку приходится отменить. Илья ставит под угрозу девушку, но сам же ее спасает – как благородно.

Внимание, вопрос: у вас умерли родители и вы хотите всем сердцем уехать из страны, что нужно сделать? Правильно: вступить в наследство, продать квартиру и ехать спокойно, куда глаза глядят. Но мы не ищем легким путей, вписываемся в аферы с кокаином, ничего не получается, жизнь кончена, надо умереть. Но убить себя зашквар, поэтому мы убьем себя руками другого человека.

Короче, чему тут сочувствовать – мне не понятно. Сцена секса вообще, имхо, лишняя, мы и так догадались, что Илья «влюбился» и подтверждать это остервенелой дрочкой вовсе не обязательно было. Сама по себе сцена снята как рядовая порнуха, представляю, как неприятно было смотреть это в кинотеатре.

Из плюсов: сюжет интересный, общая гнетущая атмосфера фильма удалась, актеры – ну я лично верю (особенно второстепенным персонажам). Петя сочувствия тоже не вызвал, ну, богатый мальчик-мажор, которого тоже давила семья, но прямо человечный он, наверное, только в момент, когда начинает мечтать о ребенке.

Кристина Асмус просто как декорация, я даже имени героини не запомнила. В конце она приходит на могилу Ильи, зачем – не понятно, мы знаем, что у нее теперь есть дочь, ей лет 7, но мамина внешность не изменилась вообще никак при этом.

Фильм сравнивают с «Братом». Честно, Данила Багров мне тоже никогда хорошим парнем не казался – обычный психопат. Но тот хотя бы был морально сильным человеком, верил в какую-то «справедливость» и поступал согласно ей. В мире Ильи «справедливость» заключается в том, что он горюет по потерянным 7 годам жизни и из-за этого обсирает жизни как минимум 5 других людей (одного убил, у двоих отнял сына, у одной – мужа и у ребенка – отца). А вы бы стали сочувствовать такому человеку, встреться он у вас на пути?

Оцените статью