Одна из важных тем в финансовом секторе — блокировка счета клиентов, которую применяют банки в рамках соблюдения закона ФЗ № 115 «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма». Федеральный закон № 115 вступил в силу с 7 августа 2001 года, с этого момента банки и микрофинансовые организации должны оценивать операции по счетам клиентов и переводу денежных средств, опираясь на требования регулятора и правила внутреннего контроля (ПВК).
Блокировка расчетного счета — это приостановление банком операций по счету. По данным общественной организации «Деловая Россия», в России за 2017 год банки заблокировали более 700 тыс. счетов компаний и ИП, а за первое полугодие 2018 года — 500 тыс. За последний год количество блокировок продолжает расти.
Основная цель внутреннего контроля — мониторинг действий по легализации нелегальных доходов, а также анализ финансовых операций, потенциально связанных с отмыванием преступных капиталов, и выявление фактов финансирования терроризма. Этим занимается служба финансового мониторинга, которая создается в структуре банковской организации и пристально следит за операциями по счетам клиентов: проводит внутренний контроль, оценивает риски осуществляемых денежных операций и их соответствие законодательным нормам.
Основная задача внутреннего контроля: недопущение вовлечения в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Обнаружив сомнительные операции, банк имеет право ограничить предоставление услуг дистанционного банковского обслуживания.
Назовём несколько признаков сомнительных операций в рамках 115—ФЗ:
- Необычный характер сделки (признаки, указывающие на необычный характер сделки, перечислены в приложении № 3 к положению Банка России от 15 декабря 2014 года № 445-П).
- Проводятся операции, которые не свойственны бизнесу, они не ведут к реальным поставкам товаров и предоставлению услуг — сделка у которой отсутствует экономический смысл.
- Финансовые операции направленные на вывод капитала из страны.
- Клиент снимает много наличных денежных средств и уклоняется от уплаты налогов.
- Один из контрагентов клиента является террористом или стороны сделки проводят операции по поручению лиц, находящихся в розыске.
- Большое количество денежных переводов осуществляется от организации в пользу физических лиц.
- Операция проводится на сумму свыше 600 тыс. рублей (это тот предел, который вызывает подозрения у Росфинмониторинга).
С 10 января 2021 года вступили в силу поправки в «антиотмывочный» закон, которые закрепляют новые правила обращения с наличными деньгами. Суть всех изменений в законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сводится к большему государственному контролю над оборотом денег и уклонением от налогов. Контролю подлежат все операции, размер которых превышает 600 000 рублей, все сделки с недвижимостью дороже 3 миллионов рублей, вывод более 100 000 рублей с баланса мобильного телефона и некоторые другие операции. Контроль не означает запрет снятия крупных сумм денег или покупки дорогой недвижимости — просто все данные по операции будут переданы Росфинмониторингу для изучения. Если эти деньги получены нелегальным путем, то могут возникнуть проблемы с фискальными и правоохранительными органами.
Официальный интернет-портал правовой информации
Если банк замечает хотя бы один из признаков, он запускает процесс внутренней проверки. Банк запрашивает документы по сделкам и устанавливает срок, до которого клиент должен предоставить сведения. Если клиент не предоставляет пояснения, банк вправе приостановить операции по счету клиента.
Существуют три процедуры, которые совершаются по инициативе банка:
- Приостановление операций по счету — это означает, что банк прекращает все расходные операции по счету клиента.
- Приостановление проведения конкретной финансовой операции — законом (115-ФЗ, пункт 14 статьи 7) установлена обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства. Поэтому на период получения ответа от клиента и его обработки банк приостанавливает операцию, которую считает сомнительной.
- Отказ от проведения конкретной финансовой операции (у банка есть право отказать в проведении операции по счету, пункт 11 статьи 7 115-ФЗ). Отказано может быть в двух случаях:
— если клиентом по требованию банка не предоставлены запрошенные документы;
— если у работников банка возникли подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Чтобы не вызывать подозрений со стороны банка, можно выработать полезные привычки для своего бизнеса:
- Предупреждайте банк об изменениях в данных: новый ОКВЭД, адрес, руководитель. Если на ваш счет пришли деньги за поставку щебня, а по документам у вас салон красоты, у банка точно возникнут подозрения.
- Подробно указывайте назначение платежа: за какой товар или услугу проходит оплата, на основании какого договора и т.д. Попросите ваших контрагентов делать так же.
- Платите налоги вовремя и в нужном объеме. ЦБ определил минимальный налог — 0,9 % от оборота. Если у вас несколько счетов, старайтесь равномерно платить налоги с каждого.
- Проверяйте контрагентов. Запрашивайте выписки ЕГРЮЛ, просматривайте компании в картотеке арбитражных дел и т.д. Или воспользуйтесь одним из сервисов для проверки контрагентов.
И если у банка появились к вам вопросы, постарайтесь дать на них честный и подробный ответ — чем лучше банк будет понимать, как работает ваш бизнес, тем быстрее снимет подозрения.
Подробнее о том, как избежать блокировки расчетного счета, рассказано в методических рекомендациях Центробанка.
Как происходит блокировка счета по 115—ФЗ
- Ответственный сотрудник банка принимает решение о применении мер по блокированию (замораживанию) принадлежащих клиенту безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг, а также иного имущества, принадлежащего данному клиенту.
- Незамедлительно осуществляются мероприятия по блокированию (замораживанию) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг, а также иного имущества, принадлежащих клиенту.
- В информационных системах банка фиксируются сведения о клиенте, дате и времени применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента с указанием идентифицирующих признаков такого имущества.
- В день блокировки средств ответственный сотрудник банка направляет сообщения о принятых мерах по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества в уполномоченный орган.
- Ответственный сотрудник банка фиксирует в информационных системах банка информацию о принятых мерах, в том числе в виде сообщения о принятых мерах по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества, направленного в уполномоченный орган.
Даже имея заблокированный счет, клиент вправе и в некоторых случаях обязан совершать различные платежи. Таким образом, существует ряд операций, на которые не распространяются ограничения. Это, например, следующие:
- Выплаты по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов.
- Выплата выходных пособий, зарплаты по трудовым договорам.
- Уплата налогов и взносов по поручению Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования.
- Выплаты по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.
Что нужно делать чтобы избежать блокировки
Чтобы избежать блокировки, нужно вовремя платить налоги, сдавать отчетность в срок, не заводить долгов. В качестве профилактики можно иногда смотреть на свои переводы и платежи глазами банка — все ли прозрачно и понятно?
- В полном объеме и в установленный срок передавать банку необходимые документы и пояснения по поступающим запросам.
- Проводить проверку контрагентов перед началом сотрудничества. Самый простой и быстрый способ — воспользоваться электронными сервисами на сайте ФНС.
- В случае изменения или расширения перечня видов деятельности своевременно вносить изменения в Единый реестр и уведомлять об этом обслуживающий банк.
- Использовать безналичные расчеты.
- Подробно расписывать назначение платежа.
- Заранее уведомлять обслуживающий банк о переводах на сумму свыше 600 тыс. рублей.
Если вдруг банк все же заподозрил вас — не злитесь, а просто подробно объясните ему схему платежей, особенности своей деятельности, предоставьте все документы в срок.
Если банк все же заблокировал счет, а вы полагаете, что оснований для этого не было, — можете обратиться с иском в арбитражный суд. Судебная практика показывает, что вы можете доказать незаконность действий банка.
Если же ваши счета заблокированы правомерно — у вас имеется задолженность перед бюджетом, исполнительные производства и т.д., вам нужно устранить все нарушения. Как только вы заплатите все налоги, пени и другие обязательные взносы, банк снимет ограничения по счету.