Государственный антисемитизм в Советском Союзе. От начала до кульминации

Государственный антисемитизм в Советском Союзе. От начала до кульминации Истории

Про евреев СССР и пост-индустриализм

В СССР было очень странное отношение к еврейскому вопросу.

Государственный антисемитизм в СССР — это политика конца 40х — середины 80х гг. Никак не оправдывая ее (ибо оправданий анти-семитизму и расизму быть не может), отмечу, что отчасти евреи этим обязаны Израилю. Они подозревались бюрократией СССР в двойной лояльности. Кстати, эта проблема может встать перед евреями и в других странах мира… со временем.

Евреев не принимали в некоторые ВУЗы, евреев лишили полностью языка идиш, сохранив разные журналы и театр на идиш в виде показухи, чтобы «полезные идиоты Запада» — славили СССР как место процветания еврейской культуры — сами евреи понять ни слова там не могли в этих изданиях.

Все вместе породило про-сионисткие и, шире, отъездные настроения. Но после того, как власти СССР закупорил евреям выезд, ненависть к режиму СССР среди 1,5 миллионов евреев стала тотальной, примерно как у палестинцев к Израилю. То есть вот, люди, правившие СССР, вы что, совершенно офигели, вы либо дайте равные права с другими (прекращение дискриминации, школы на своем языке — вот у якутов есть, а у евреев СССР — нету), либо отпустите за границу. Как у палестинцев, по сути то же самое: «Граждане сионисты — либо дайте равные права с израильтянами и гражданство Израиля нам всем, либо прекратите оккупацию и выпустите нас отсюда (не на выезд, а в отдельное государство, но не суть)».

Была и другая сторона вопроса. Режим СССР боялся русского национализма и опасался любой межнациональной вражды, справедливо полагая, что она может привести к распаду многонациональной страны. Поэтому одной рукой проводя антисемитскую политику, причем, порой, в исключительно грязной расовой форме (неприем евреев в университет, потому что у папы еврейская фамилия), они, с другой стороны, боялись антисемитизма. Русский национализм допускался в очень умеренном виде и в рамках официальной идеологии КПСС, явные антисемитские выходки не поощрялись. Но они точно так же не поощряли, например. армянский национализм или анти-армянские настроения.

Были и другие грани отношения к евреям. Тема евреев СССР была закрытой, ее почти не было в публичном пространстве. Евреи, не смотря на большую численность, крайне редко присутствовали в качестве персонажей кинофильмов, например фильм «Комиссар» был запрещён для показа более двадцати лет, такая же судьба постигла некоторые другие киноленты. Всевозможные концерты, которые регулярно транслировали по ТВ, с этнической музыкой, танцами и т.д., практически никогда не включали еврейские темы. У меня в то время было твердое ощущение, что данная тема в СССР неприлична, как и само слово «еврей».

А вот еще один парадокс, о котором пишет Мордехай Альтшулер: «Во всех славянских республиках уже в конце семидесятых годов среди работающих евреев было в 3,4-4,6 раза больше лиц с высшим образованием, чем среди городского населения основной национальности в этих республиках. Несмотря на некоторые ограничения в приеме евреев в престижные высшие учебные заведения, в восьмидесятые годы выросла доля лиц с высшим образованием среди евреев, занятых в народном хозяйстве, о чем говорят результаты переписи 1989 года относительно РСФСР. В конце восьмидесятых годов в РСФСР имели высшее образование приблизительно две трети евреев-кормильцев, а в Москве — приблизительно три четверти (725 на тысячу). В конце восьмидесятых годов в РСФСР среди работающих евреев было в 3,7 раза больше людей с высшим образованием, чем среди городского населения в целом (629 по сравнению со 170). С социологической точки зрения, евреи были единственным в СССР национальным меньшинством, про которое можно сказать, что его трудовая деятельность обладает чертами, характерными для постиндустриального общества. «

Здесь любопытны три вещи.

Во-первых, не смотря на расовый или биологический (подчеркну это) антисемитизм СССР и культурный антисемитизм, евреи добились в рамках системы поразительных результатов.

Во-вторых, миллион мигрировавших в Израиль евреев постигло жестокое разочарование — многие превратились в неквалифицированных рабочих и безработных.

И в-третьих… какие романтические представления у автора о пост-индустриальном обществе! Вот такой пост-индустриализм я хочу! Только его нету. Общество специалистов и ученых (статья написана в 90е гг) — врачей, учителей, инженеров и рабочих высочайшей квалификации — романтическая мечта 70х-90х гг прошлого века. Мечта замечательная. Но оказалось, что постиндустриальный капитализм — это скорее общество, где доля занятых в промышленности — да, падает, зато стремительно растет, прежде всего, численность офисного планктона, официантов, продавцов и проституток, т.н. сферы услуг.

Читайте также: Уже 30 лет нет Советского Союза и Советского кино.Чего добились в России

Оцените статью
Добавить комментарий